Южаков (Сергей Николаевич) - выдающийся современный публицист, род. в
1849 г. в семье генерала от кавалерии, учился на историко-филологическом
факультете Новороссийского университета, который по болезни оставил до
окончания курса; на литературное поприще выступил в 1868 г. в "Одесском
Вестнике"; с 872 г. сотрудничал в "Знании", в 1876 - 1879 гг. был
товарищем редактора "Одесского Вестника"; с 1879 до 1882 г. находился в
ссылке в Сибири, откуда посылал статьи в "Русские Ведомости" и "Отеч.
Записки"; в 1882 - 1884 гг. постоянный сотрудник "Отеч. Записок; тогда
же помещал статьи в "Деле", "Вестнике Европы" и "Одесск. Листке"; в 1884
- 85 гг. сотрудничал в "Русской Мысли"; в 1885 - 89 гг. был членом
редакции "Северн. Вестника", в 1893 - 98 гг. членом редакции "Русского
Богатства", в котором поныне ведет отдел иностранной политики. С 1898 г.
Ю. состоит главным редактором "Большой Энциклопедии", Отдельно изданы
след. сочинения Ю.: "Социологические этюды" (т. I, 1891; т. II, 1896);
"Доброволец Петербурга" (1894); "Англо-русская распря" (1885);
"Афганистан" (1885); "М. М. Сперанский" (1891); "Ж. Ж. Руссо" (1893);
"Любовь и счастье в произведениях Пушкина" (Одесса, 1895);
"Статистическое описание крестьянского хозяйства Ямбургского уездa"
(1886). Основы своего широко-гуманного миросозерцания Ю. изложил в
"Социологических этюдах. Примыкал к субъективной школе социологии,
которую он считает специфически "русскою социологическою школою", Ю.
указывает, что в социальном процессе, наряду с биологическими факторами,
действуют и факторы этические, которые, с успехом цивилизации, берут
перевес над первыми и подчиняют их себе. "Социальный прогресс, - говорит
Ю., - представляется процессом уравновешения внутренних и внешних
отношений жизни и среды": в этом прогрессе жизнь, приспособляясь к
среде, в свою очередь приспособляет среду к своим потребностям, создавая
особую среду - "социальную культуру". Благодаря этому новому фактору
борьба за существование перестает быть всерешающим фактором и
проявляется тенденция к совершенному искоренению этой борьбы, которая
человеком сколько-нибудь развитым признается явлением безнравственным.
Борьба между людьми сменяется борьбой людей, объединенных солидарностью,
с природой, что ведет к тенденции "уравновесить размножение населения
умножением средств".
|