Эскулап или, правильнее, Эскулапий (Aesculapius, из греческого
AsklhpioV)натурализовавшийся у древн. римлян греческий бог врачебного
искусства, которое, вместе с его божественным представителем, проникло в
Рим в начале III-го века до Р. Хр. Когда в 293 г. до Р. Хр. тяжелая
моровая язва посетила Рим, обратились за указанием к Сивиллиным книгам,
которые дали знать, что эпидемия прекратится, если перевезут в Рим бога
Эскулапия из его Эпидаврского святилища. После однодневного молебствия
снарядили в Эпидавр посольство за священной змеей бога, которая, по
преданию, добровольно последовала за римлянами на их корабль и, по
прибыли в Рим, выбрала для своего жилища Тибрский остров; этот остров
так и остался посвященным богу, в воспоминание о чем при устройстве
набережной берегам острова была дана форма плывущего корабля,
украшенного спереди статуей Э. В 291 г. здесь состоялось освящение храма
в честь Э.; этот храм и состоявшие при нем службы напоминали собою
типичные греческие Асклепии. Как и в Эпидавре, в тибрском храме Э.
практиковался способ лечения больных посредством инкубации, во время
которой они получали во сне необходимые советы; выздоровевшие посвящали
богу обетные дары и благодарственные надписи. Вместе с о. в надписях
упоминается весьма часто богиня, родственная с ним по культу-Гипея или
Салюс (Здоровье). Другой храм Э. находился в Анции (в Лавдуме), где, по
преданию, змея Эскулапа, при возвращении в Рим снаряженного в 293 г.
посольства, высадилась на берег и три дня обвивалась вокруг высокой
пальмы в роще Аполлона. - Культ Э. был греческий; жрецы при храме бога
были из греков; как и греческому Асклепию, римскому Э. были посвящены из
животных змея, собака и петух. В лице Э. греческое врачебное искусство
было официально принято государством, хотя римляне, вообще смотревшие на
медицину с отвращением, негостеприимно относились к поселявшимся в Риме
греческим врачам. Позднее, медицина сделалась специальностью греков,
среди которых бывало всегда множество шарлатанов. Суеверие и страдания
приводили людей к Э.; культ этого бога принадлежал к числу самых
популярных и стойких. Ср. Preller, "Romische Mythologie" (Б., 1881-1883,
II-й т., стр. 240 и след.); Wissowa, "Religion und Kultus der Romer"
(Мюнхен, 1902).
|