Эмпириокритицизм - философское направление, которому положил начало
Рихард Авенариус (1843 - 1896). Оно представляет попытку дать общую
теорию опыта, без каких-либо гносеологических предпосылок. Э. не
принимает за отправной пункт ни мышление или субъект, ни материю или
объект, но опыт, в том виде, в каком он непосредственно познается
людьми; от этой данной отправляются мыслители всех возможных
направлений; к каким бы отрицательным выводам ни приходил в конце
исследования идеалист или скептик по вопросу, например, о реальности
внешнего мира, он во всяком случае исходит в своих размышлениях от тех
же непосредственных данных опыта, как и материалист и даже не философ -
например, простолюдин. Эти непосредственные данные Э. принимает как то,
что признается неоспоримым всем человечеством, составляет "естественное"
понятие о мире и выражается в следующем постулате: "Всякий человеческий
индивидуум первоначально преднаходит в отношении к себе окружающее с
многоразличными составными частями, другие человеческие индивидуумы с
разнообразными высказываниями и высказываемое в какой-либо зависимости
от окружающего". Исходя лишь из этого постулата, Э. исследует
методически отношение между данным индивидуумом, средою к другими
индивидуумами и их "высказываниями". См. P. Авенариус, "Философия, как
мышление о миpе, согласно принципу наименьшей меры сил" (1898, перев.
под ред. М. М. Филиппова); "Человеческое понятие о мире" (перев. под
ред. М. М. Филиппова, 1901); Карстаньен, "Введение в критику чистого
опыта" (перев. Лесевича, 1898); Карстаньен, "Рихард Авенариус и его
общая теория познания Э." (перев. Шиманского, 1902); статью проф. Г. И.
Челпанова ("Киевский Университ. Известия", 1898, №10, октябрь); Лесевич,
"Философское наследие XIX в." ("Русское Богатство", 1896, № 12); Эрнст
Мах, "Популярно-научные очерки" (1901); его же, "Анализ ощущений" (1904,
печатается); Авенариус, "Критика чистого опыта" (готовится к печати); М.
М. Филиппов, "О философии чистого опыта" ("Научное Обозрение", 1900, №
8); его же, "Психология Авенариуса по неизданным материалам" ("Научн.
Обозр.", 1899, №№ 2 и 3); Вундт, "Ueber naiven und kritischen Realismus"
("Phil. Studien", тт. XII и ХIII. 1896 - 97); Willy, "Der
Empiriokritizismus als einzig wissenschaftlicher Standpunct"
("Vierteljahrsschrift fьr Philosophie", т. XVIII, 1894); Petzold,
"Emfuhrung in d. Philos. d. rein. Erfahrung" ((1903); Hauptmann, "Die
Metaphysik in der modernnen Physiologie" (1894); М. Klem, "Die
Philosophie der reinen Erfahrung" ("Naturwissenschaftliche
Wochenscbrift", т. IX. 1894, т. X, 1895, т. XI, 1896); W. Jerusalem,
"Die Urtheilsfunction" (1895); Kodis, "Zur Analyse der
Apperceptionsbegriffes" (1893); Willy, "Das erkenntnisstheoretische Ich
und der naturliche Weltbegriff" ("Vierteljahrsschr. fur W. Philos.", т.
XVIII, 1894); статья Делакруа об Авенариусе (в "Revue de Metaphysique et
de Morale", 1898).
И. Лапшин.
|