Эманация (филос.; от emanare - истекать) - одна из возможных форм
объяснения мирового процесса. Э. противоположна эволюции. Эволюция
полагает идею совершенства в конце процесса, Э., напротив, в его начале,
а самый процесс рассматривает как постепенное ухудшение, путем
истечения. На конкретном примере отношение эволюции к Э. представляется
в следующем виде: эволюция объясняет возникновение жизни и сознания из
мертвой материи - Э., наоборот, объясняет смерть из сознания и жизни.
Нельзя сказать, чтобы теория Э. была отжившей, хотя несомненно, что
эволюционизм в XIX в. взял верх над Э. В истории эманационных теорий
выдаются три крупных имени: Плотин и его школа, Иоанн Скотт Эригена и
Шеллинг (в последний период его жизни). Вообще говоря, Э. имеет
некоторую связь и сродство с мистикой. Сторонники эманац. теорий охотно
пользуются для определения отношения Бога и мира аналогией отношения
солнца к свету, исходящему из него. Подобно тому, как сила света
уменьшается соразмерно с удалением от своего источника - солнца, так и
совершенство бытия уменьшается по мере отдаления от божества, причем
последней, худшей ступенью является материя. Представление об Э.
естественно влечет за собой требование перечислить главнейшие ступени
бытия, расположенные между Богом и материей. По мнению Плотина, из
Единого проистекает Дух (nouV), из него - мир сверхчувственных идей
(kosloV nohtoV), из последнего - мировая душа, из мировой души -
отдельный души, а из душ - телесный мир. Идею Э. с своеобразными
видоизменениями проводили Ямвлих, Прокл, гностики, позднее Дионисий
Ареопагит ("О небесной Иерархии"). Иоанн Скотт Эригена связал Э. с
эволюционными представлениями: мир истекает из Божества, но в то же
время возвращается к нему, поэтому мир остается в Боге, а Бог в мире; из
творящей и несотворенной природы происходит мир сотворенных, но творящих
идей, из которого проистекают сотворенные и не творящие существа,
возвращающиеся в лоно Божества. Таким образом мир является
самооткровением (теофанией) Божества. Родственные идеи встречаются у
Экгарта и Якова Бэме. Эманационные представления распространены и в
восточной философии (напр. в суфизме); в греческой философии Э.
появилась, по всей вероятности, под влиянием Востока. Некоторую выгоду
теория Э. представляет для объяснения зла в мире: положив целый ряд
звеньев между Божеством и материей, мы тем самым отдаляем зло от
первоисточника бытия; однако, эта выгода более кажущаяся, чем реальная.
Так как Бог мыслится в большинстве эманационных систем не
трансцендентным, а имманентным миру, то в самом Божестве приходится
отыскивать "темную основу" (Шеллинг) для выяснения зла. В общем,
возражения, которые могут быть сделаны против теории Э., тожественны с
возражениями против эволюции: и здесь, и там мы имеем лишь картину,
изображающую генезис явлений; между тем, указание генезиса известного
явления нисколько не избавляет от обязанности рассмотрения логической
его состоятельности. В этом отношении приходится признать, что Э.
орудует с построениями фантазии, которые только в весьма малой степени
могут быть оправданы указаниями опыта и умозрения. Понятия мировой души,
интеллигибельного мира и тому подобные хотя и приняты в некоторых
системах, но построены, однако, по аналогии с явлениями психического
мира, которые вряд ли дают основание к подобным построениям. В этих
понятиях мысль заключена в заколдованный круг: они должны служить
объяснением явлений психического мира, и в то же время они в этом
психическом мире ищут своего оправдания. Э. Р.
|