Эллины ('ўEllhneV). - Впервые с именем эллинов - небольшого племени,
жившего в южной Фессалии в долине Энипея, Апидана и др. притоков Пенея,
- мы встречаемся у Гомера: Э., вместе с ахеянами и мирмидонянами,
упоминаются здесь как подданные Ахилла, населяющие собственно Элладу.
Кроме того имя Эллады, как южнофессалийской области, мы находим в
нескольких позднейших частях обеих Гомеровских поэм. Этими данными
эпической поэзии о географическом местонахождении Э. пользуются Геродот,
Фукидид, Паросский Мрамор, Аполлодор; лишь Аристотель, основываясь на
Ил. XVl, 234 - 235. где упоминаются "жрецы Додонского Зевса Селлы, не
моющие ног и спящие на голой земле", и отожествляя названия Селлов
(подр. Геллов) и Эллинов, переносит древнюю Элладу в Эпир. Исходя из
того факта, что Эпирская Додона была центром древнейшего культа исконных
греческих богов - Зевса и Дюны, Эд. Мейер ("Geschichte des Altertums".
II т., Штуттгарт, 1893) полагает, что в доисторический период греки,
занимавшие Эпир, были вытеснены оттуда в Фессалию и перенесли с собою в
новые земли и прежние племенные и областные названия; понятно, что
упоминаемая у Гезиода Геллопия и гомеровские Селлы (Геллы) повторяются в
фессалийских Эллинах и Элладе. Позднее генеалогическая поэзия (начиная с
Гезиода) создала эпонима эллинского племени Эллина, сделав его сыном
Девкалиона и Пирры, переживших великий местный потоп и считавшихся
родоначальниками греческого народа. Та же генеалогическая поэзия создала
в лице брата Эллина, Амфиктиона, эпонима Фермопильско-Дельфийской
амфиктионии. Отсюда можно вывести заключение (Holm, "History of Greece",
I, 1894 стр. 225 след; см. также Белох, "история Греции", т. 1, стр. 216
- 217, М., 1897), что греки признавали тесную связь между союзом
амфиктионов и именем Э., тем более, что в центре народов, входивших
первоначально в состав союза, географически помещались фтиотийские
ахейцы, тожественные с древнейшими эллинами. Таким образом члены
амфиктионии, связывая себя по происхождению с фтиотийцами, мало помалу
привыкли называть себя эллинами и распространили это название по
Северной и Средней Греции, а доряне перенесли его в Пелопоннес. В VII в.
до Р. Хр., преимущественно на востоке, возникли соотносительные понятия
варваров и панэллинов: это последнее название было вытеснено уже
вошедшим в употребление именем эллинов, которое объединило все племена,
говорившие на греч. языке, за исключением македонян, живших обособленною
жизнью. Как общенациональное название, имя Э., по имеющимся у нас
сведениям, встречается впервые у Архилоха и в Гезиодовском Каталоге;
кроме того известно, что устроители Олимпийского празднества носили имя
Гелланодиков уже раньше 580 г. до Р. Хр. Потребность в создании
общенационального имени замечается уже в эпической поэзии: так у Гомера
греки носят обще-племенные имена данаев, аргивян, ахейцев, в
противоположность троянцам. Аристотель и некоторые представители
александрийской литературы упоминают еще одно, по мнению их древнейшее
обще-этническое название народа - Graikoi( (= graeci, = гpeки), под
которым в историческое время жители Э. были известны римлянам и которое
затем через римлян перешло ко всем европейским народам. Вообще, вопрос о
происхождении этнических названий греческого народа принадлежит к числу
спорных и нерешенных по настоящее время. Ср. Ed. Meyer, "Forschungen zur
alten Geschichte" (Штуттгарт, 1892); В. Niese, "Ueber den Volkstamm der
Graker" ("Hermes", T. XII, Б., 1877, стр. 409 и след.); Busolt,
"Griechische Geschichte bis znr Schlacht hei Chaironeia" (I т., 2 изд.,
Гота, 1893); Энманн, "Из области древнегреческой географической
ономатологии" ("Журн. Мин. Нар. Просв.", 1899, апрель и июль).
Н. О.
|