Эленшлэгер (Адам Оеhlеnsсlagег) - датский поэт, глава северной
романтической школы. Родился в Копенгагене 14 ноября 1779 г.;
унаследовал от отца живость нрава, бодрость духа, жизнерадостность и
горячность, от матери - душевную чуткость, мечтательность и богатую
поэтическую фантазию; вырос в счастливой семейной обстановке,
предоставлявшей большую свободу его душевному и умственному развитию.
Первоначальным образованием Э. обязан был главным образом своей
страстной любви к чтению; курс учебных заведений, куда его помещали, он
проходил не особенно прилежно и закончил его 16 лет с небольшим запасом
научных познаний. Родители имели в виду пустить сына по коммерческой
части, но Э., уже тогда писавший стихи, предпочел готовиться в
университет. Занятия его шли туго, так как он увлекался театром,
игравшим в ту пору чрезвычайно большую роль в жизни датского общества, и
писанием драматических произведений. На время Э. даже сделался актером,
но довольно скоро убедился в недостатке настоящего призвания к этому
роду искусства и вновь засел за книги, поддерживаемый в увлечении наукой
двумя товарищами - братьями Эрстед, впоследствии знаменитыми учеными и
общественными деятелями. В 1800 г. Э. поступил в университет, на
юридической факультет, но юриспруденция не могла надолго заинтересовать
его. Он получил доступ в кружок людей, составлявших цвет тогдашней
датской интеллигенции. Счастливая любовь тоже немало содействовала
победе поэтических наклонностей Э. над сухими научными занятиями.
Увлечение объявленное университетом конкурсной темой: "Полезно ли было
бы для изящной словесности севера влияние северной мифологии взамен
греческой" помогло Э., давно интересовавшемуся древней народной поэзией
севера, разобраться в своих творческих стремлениях. Сочинение Э. на
упомянутую тему не было увенчано премией, но обратило на себя внимание
новыми для того времени взглядами на искусство вообще и на поэзию в
частности. Автор совершенно отвергал предъявляемые к поэзии требования
служить социальным и нравственным целям, видя в ней исключительно
искусство облекать в конкретную форму идеи и образы, зарождающиеся в
творческой фантазии поэта. Он высказывался против преобладания в поэзии
отвлеченного мышления, так как поэт художник должен по преимуществу
"мыслить образами", а также против рабской подчиненности истории,
настаивая на праве поэта смягчать чересчур резкие очертания и грубые
краски действительности, и видел в северной мифологии и древних сагах
целый новый мир, ждущий разработки таящихся в нем сокровищ. Сочинение Э.
и по языку и слогу - легкому, ярко образному и поэтичному - представляло
полный контраст тогдашней сухой, тяжелой манере. Даровитый и популярный
поэт Баггесен, покидая родину осенью того же года, "торжественно передал
Э. свою датскую лиру". Знакомство с творениями Гете, увлечение Шиллером,
Шекспиром и Жан-Полем окончательно оторвало юношу от юриспруденции, а
вспыхнувшая в 1801 г. война с Англией - и от университета вообще. Э.
поступил в отряд волонтеров студентов; тогда же он написал несколько
патриотических и военных песен и драматический этюд: "2-го апреля 1801
г. " (день битвы на Копенгагенском рейде). Пробужденный войной
патриотизм датчан сказался всеобщим увлечением древней историей севера,
сагами и мифологией - увлечением, отразившимся и на Э. Знакомство со
Стеффенсом, даровитым последователем "натурфилософии" и насадителем в
Дании новой европейской духовной культуры, дало последний толчок
назревшим в душе молодого поэта творческим силам. После одной беседы со
Стеффенсом Э. написал свое знаменитое стихотворение "Guldhornene"
("Золотые рога"), быстро облетевшее всю страну и положившее прочное
основание его славе. Счастливо выбранный сюжет был обработан Э.
совершенно в духе новой романтической школы: на первый план было
выдвинуто значение душевной непосредственности и близости человека к
природе. В копенгагенском национальном музее хранились два древних
золотых рога, найденных: один - в XVII столетии, бедной крестьянской
девушкой, другой - в XVIII стол., крестьянином. Как раз в это время они
исчезли. Событие это составляло злобу дня, но поэтический гений Э. сумел
придать исчезновению рогов глубокий символический смысл, равно как и
самой их находке. Древние золотые рога, с покрывавшими их загадочными
рунами, поэт представил дарами богов, ниспосланными роду человеческому в
виде напоминания о полузабытой им связи его с давно минувшими временами
и с самими богами. Пытливый ум давно побуждал людей расследовать эту
связь: следов ее ищут и в древних книгах, и в разрытых курганах, в рунах
на мечах, на щитах и на могильных камнях, среди истлевших костей. Но
холодному уму не по силам разъяснить эту связь: "мраком покрываются
древние письмена, взор встречает преграду, мысли путаются, люди бродят,
как в тумане". Прозреть сокровенное дано лишь тому, у кого природная
невинность мысли сохранилась в девственной чистоте: и вот, первый
золотой рог находит, по повелению богов, прекраснейшее из прекраснейших
существ - невинная дева. Но тайна, о которой повествует этот дар богов,
все-таки остается недоступной пониманию погрязшей в низменных страстях
толпы. Она глазеет на золото, а не смотрит на письмена; люди "стекаются
целыми толпами, роют, ищут, сгорая жаждой умножить свои сокровища, - но
золота нет; перед ними лишь прах, из которого они взяты". Милость богов,
однако, не исчерпана; они еще раз посылают людям весть: второй золотой
рог находит "сын природы, безвестный, но, подобно своим предкам, сильный
и честный, возделывающий землю". И тут, однако, люди не уразумели
глубокого значения дара: золотые рога выставлены "на показ тупым,
любопытным взорам". И боги гневаются - "небо чернеет, разражается буря;
что боги дали, то и взяли обратно. На веки исчезла святыня". - В конце
того же года (1802) вышел в свет первый небольшой сборник стихотворений
Э., до сих пор остающийся классическим образцом северной поэзии XIX
века. В его состав вошло 34 оригинальных (преимущественно баллады) и 5
переводных стихотворений и "Комедия Ивановой ночи" - ряд пестрых сцен из
народной жизни. Наиболее выдающийся из вошедших в сборник стихотворений,
кроме "Золотых рогов" - "Ворон", "Львиный рыцарь", "Гарольд в священной
роще", "Поэт в Лейрской роще", "Пробуждение весны" и "Смерть ярла
Гакона". Отличительные черты романтической музы Э. сказались уже в этом
сборнике: юношеская свежесть и сила настроения, истинно поэтическое
вдохновение, гибкий, образный. чарующе музыкальный язык и, в
противоположность болезненной меланхолии германского романтизма,
жизнерадостность. Здоровая натура Э. и его увлечение образцами древней
национальной поэзии не допустили его заблудиться, подобно современным
ему немецким романтикам, "в таинственном сумраке волшебной лунной ночи"
- сумраке, полном болезненных видений и призраков. В 1804 г. он начал
эпопею "Йоги севера", написал первую песнь ее: "Путешествие Тора в
Иотунгейм", а затем "Сагу о Ваулундуре", по глубине мысли и
оригинальному сочетанию простоты и страстности языка одно из лучших
юношеских его произведений. В 1805 г. вышли два тома новых произведений
Э., из которых, кроме упомянутой саги о Ваулундуре, особенно
замечательны "Поездка в Лангеланд", "Отражение в природе жизни Христа",
"УффеТихий" и драматическая поэма "Аладин", где дарование поэта
развернулось в полном блеске и главный герой символически отразил
личность самого автора. Самый выбор незатейливого сказочного сюжета был
смелым протестом музы поэта против пренебрежительного отношения "века
просвещения" к наивному народному творчеству. В наивной сказке Э. открыл
глубокую идею воплощенную в двух характерно очерченных образах Аладина и
Нурредина; это - олицетворения добра и зла, божественной
непосредственности и житейского суемудрия. Талант Э. сумел сделать из
них вполне живые лица, и в то же время символизм чувствуется повсюду.
Быстро развивающееся действие выражает взгляд романтизма на близость к
божеству натуры непосредственной, в противоположность мудрствующей
лукаво, и на счастье, избирающее именно того, кто в невинности души не
ищет его вовсе, и отворачивающееся от жадно ищущего его "раба мира
сего". Чтобы удержать при себе счастье, избранник должен, однако,
усвоить доставшиеся ему задаром преимущества путем личной борьбы и
самоусовершенствования. Огромный успех новых произведений Э. доставил
ему государственную стипендию на поездку, с образовательной целыо, за
границу, откуда он в течение 5 лет прислал на родину целый ряд
классических произведений: лучшую из своих трагедий "Ярл Гакон" (1806
г.), трагедию "Бальдур Добрый" (1806 г.), "Пальнаток" (1808 г.), "Аксель
и Вальбор" (1808 г.) и драму "Корреджио" (1809 г.). Первое из названных
произведений, помимо общих художественных достоинств, отличается чисто
северным духом, и датская критика признала за ним огромное национальное
значение. Поставленный на сцене копенгагенского королевского театра,
"Ярл Гакон" был принят с восторгом; остальные драматические произведения
Э. тоже все шли с крупным успехом (особенно "Аксель и Вальборг"). По
возвращении на родину он был встречен как настоящий триумфатор и вскоре
назначен профессором эстетики в копенгагенском университете. Тут
кончился первый, наиболее блестящий период творчества Э. Он и после того
написал немало превосходных произведений, но среди его трудов стали
попадаться и слабые, вызывавшие резкие отзывы критики. К лучшим
произведениям второго периода творчества Э. принадлежат: эпопея
"Гельге", трагедия "Гагбарт и Сигне", "Сага о Роаре", идиллия
"Пастушок", эпопея "Боги Севера", трагедии "Эрик и Абель", "Варяги в
Царьграде", поэма "Рольф Краге" и трагедии "Карл Великий" и
"Лонгобарды". Летом 1829 г. Э. посетил Швецию, и 23 июня в Лундском
соборе произошло венчание датского поэта лаврами, рукою знаменитого
шведского поэта Тегнера. - из позднейших произведений Э. наиболее
удачны: трагедии "Торденскьольд", "Королева Маргарита", "Сократ", "Олаф
Святой", "Канут Великий", "Сага об Эрварёде", драма "Дина",
драматический этюд "Найденная и утраченная страна", трагедии "Амлет" и
"Кьяртон и Гудрун" и, наконец, поэма "Рагнар Лодброк" (1848 г.) -
лебединая песнь поэта, которую он, как бы по предчувствию, закончил
словами: "Старый скальд о северных героях спел в последний раз".
Скончался Э. 20 января 1850 г. Вся страна оплакивала своего величайшего
национального поэта. Сочинения его выдержали в Дании множество изданий,
начиная с роскошного в 40 т., стоящего 100 кр., и кончая прекрасным
критикобиографическим изданием Либенберга (32 т., 1857 - 1862 гг.), не
говоря уже о массе изданий отдельных сочинений. Большая их часть
переведена на немецкий язык
- некоторые самим Э. На русск. языке имеются переведенные с немецкого
г. Дерикером "Старкотер" ("Staerkodder") и "Аладин" ("вольный перевод"),
изданные отдельно в 1840 - 1842 гг., и перев. Анной Ганзен с датского
трагедия "Ярл Гакон" ("Вестник Европы", 1897, Июль и август). Наиболее
авторитетный из множества критико-биографических трудов об Э. на датском
языке: Arentzen, "Adam Oehienschlaeger, literaturhistorisk Livsbillede"
(Копенгаген, 1879). Собр. сочин. Э. в Германии два: 1829 - 1830 гг. и
1839 г. Ср. Arentzen, "Baggesen og Oehlenschlaeger" (Копенгаген, 1870 -
78); Elberling, "О. og de osterlandske Eventyr" (там же, 1888);
Andersen, "Adam О. et Livs Poesi" ("Manddem og Alderdom", там же 1899;
"Eftermaele", 1900).
П. Ганзен.
|