Эклектизм (от eklegw - избираю) - направление в философии,
старающееся построить систему путем сочетания различных, признаваемых
истинными, положений, заимствованных из разнообразных философских
систем. Термин этот ввел в употребление Потамон (II в. по Р. Хр.),
александриец, о котором говорит Диоген Лаертийский в конце своего
введения в "Жизнь древних философов". Эклектическое направление, в том
случае, когда оно приближается к синкретизму, т. е. к беспринципному и
не методичному соединению противоположных систем, заслуживает осуждения.
Такой Э. знаменует упадок философского творчества и появляется в
истории, обыкновенно, после того как известный принцип теряет в сознании
людей свою силу и господствующее положение. Так, после Платона и
Аристотеля Э. постепенно распространяется, пока, наконец, в
александрийской философии не получает всеобщего признания. То же самое
замечается и в Вольфовой философии по отношению к философии Лейбница. В
XIX в. эклектиком был Кузен (и Жуффруа), старавшийся сочетать принципы
немецкого идеализма с началами английского эмпиризма. Критерием при
определении истинности начал, который стараются сочетать, обыкновенно
служит "здравый смысл". Ежели такое направление в философии и не
выдерживает критики, то это еще не значит, что всякий Э. должен быть
осуждаем. Всякая система должна считаться с твердо установленными
фактами и с истинными положениями, какой бы философской школе они ни
принадлежали. Эту сторону дела особенно хорошо выразил Лейбниц,
утверждавший, что все системы философии правы в том, что они утверждают,
ошибаясь лишь относительно того, что они отрицают. Выражая стремление
считаться со всеми возможными направлениями и путем критики находить в
них зерно истины, Э. следовательно может обозначать требование широты
кругозора в деле обоснования собственной системы.
|