Эзоп - родоначальник названной по его имени "Эзоповой" басни. По
древнейшему преданию, он жил около середины VI в. до Р. Хр., был рабом
самосца Иадмона и умер насильственной смертью в Дельфах. Позднее его
родиной называли Малую Азию, что вполне правдоподобно, так как с этим
согласуется характер его имени. Его смерть в Дельфах была украшена
легендой, которую можно восстановить по Геродоту и Аристофану,
комбинируя их с более поздними свидетельствами. Согласно этой легенде
Э., находясь в Дельфах, своим злословием возбудил против себя нескольких
граждан, и они решили наказать его. Для этого они, похитив золотую чашу
из храмовой утвари, тайно вложили ее в котомку Э. и затем забили
тревогу; приказано было обыскать богомольцев, чаша была найдена у Э., и
он, как святотатец, был побит камнями. Через много лет последовало
чудесное. обнаружение невинности Э.; потомки его убийц были вынуждены
уплатить виру, за получением которой явился внук того Иадмона, который
был его господином. Историческое ядро этой легенды заключается в
отношении Дельфов, этого средоточия поэзии VI в., к Эзоповой басне:
будучи вначале враждебным, оно со временем стало дружественным, т. е.
Дельфы сочли за лучшее принять под свое покровительство этот популярный
и влиятельный тип повествовательной поэзии. - Что касается до самой
Эзоповой басни, то под этим именем древние разумели ту, в которой
действующими лицами выступали животные и др. бессловесные существа и
предметы. Другой разновидностью была так назыв. сибаритская басня, в
которой выступали люди; кроме того, были еще басни ливийские,
египетские, кипрские, карийские, киликийские. Поименованные местности
все лежат на окраинах (западной, южной, восточной) греческого миpa; это
стоит в связи с часто замеченным фактом, что произведения народной
словесности лучше сохраняются и раньше обращают на себя внимание именно
на окраинах, где антагонизм с иными народностями заставляет более
дорожить сокровищницей национальных преданий. Согласно этому мы и во
фригийце Э. должны будем видеть просто собирателя и пересказчика
греческих басен; его популярность была причиной того, что всякая басня
"эзопического" характера была приписываема ему. Есть основание
предполагать, что в эпоху Аристофана (конец V в.) в Афинах был известен
письменный сборник Эзоповых басен, по которому учили детей в школе; "ты
невежда и лентяй, даже Э. не выучил!", говорит у Аристофана, одно
действующее лицо. Это были прозаические пересказы, безо всякой
художественной отделки. Признание Э. Дельфами было для поэтов косвенным
призывом внести в поэтическую литературу этот заброшенный вид народной
словесности; откликнулся на него Сократ, под влиянием того мистического
настроения, в котором он, как избранник дельфийского Аполлона, провел
последние дни своей жизни. Переделки Сократа не сохранились для
потомства; мнимые отрывки из них подложны. Свод Эзоповых басен в прозе
составил в конце IV в. Димитрий Фалерский. До нас из древности дошли
лишь вольные поэтические переделки Бабрия (III в. по Р. Хр.) на
греческом, Федра (I в. по Р. Хр.) и Авиена (IV в. по Р. Хр.) - на
латинском яз.; те же сухие прозаические пересказы, которые озаглавлены в
рукописях, как "Эзоповы басни", все составлены в средние века. - интерес
к басням Э. переносился и на его личность; за неимением достоверных
сведений о нем прибегали к легенде. Фригийский краснобай, иносказательно
поносивший сильных мира сего, естественно представлялся человеком
сварливым и злобным, на подобие Гомеровского Ферсита, а потому и портрет
Ферсита, подробно изображенный Гомером, был перенесен и на Э. Его
представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны - одним словом, во всех
отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте
Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, между прочим - в том
интересном изваянии, которое до нас сохранилось. В средние века была
сочинена в Византии анекдотическая биография Э., которая долго
принималась за источник достоверных сведений о нем. Э. представлен здесь
рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и
товарищами рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющий удачно
мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной
традиции об Э. - она даже и не греческого происхождения. Ее источник -
еврейская повесть о мудром Акирии. принадлежащая к циклу легенд,
которыми была окружена у позднейших евреев личность царя Соломона.
Посредствующие звенья между этой повестью и византийской биографией Э.
еще не обнаружены; сама повесть известна главным образом из
древнеславянских переделок. Биография Э. получила широкую популярность и
была рано переведена на многие языки, между прочим, на болгарский,
турецкий и румынский.
Литература. История Эзоповой басни - один из самых чувствительных
пробелов в истории античных литератур; ей должно предшествовать собрание
всех сводов и отрывков Эзоповой басни, а это - очень трудная задача,
которая вряд ли скоро найдет исполнителя. См. Keller, "Geschichte der
griechischen Fabel" (1852). Лучшее издание басен - Halm (Лпц., у
Teubner'a); биографии - Eberhard - "Fabulae Romanenses" (там же). Об
Акирии ст. Ягича в "Byzantinische Zeitschrift" (1892); ср. также
Лопарев, "Слово о св. Феостирикте" ("Пам. древн. письменности" № 94). Ф.
З.
|