Эгоизм - этот термин может иметь два не вполне совпадающие значения:
1) эгоизм в смысле теоретическом - точка зрения, признающая реальность
сознания других людей, помимо сознания познающего субъекта, или
несуществующей, или научно недоказуемой. Есть догматический и
критический солипсизм. Начало догматическому солипсизму положил Декарт
("Princ. phil.", I, 4; "Medit.", I). Такие же мысли встречаются у
Мальбранша и Фенелона. Последний говорит: "Не только все эти тела,
которые, как мне кажется, я воспринимаю, но сверх того и все духи,
которые, как мне кажется, находятся в общении со мною... могут вовсе не
быть реальными, быть чистейшею иллюзией, которая всецело совершается
лишь во мне; быть может, я единственное существо в мире ("De l'exist. de
Dieu", стр. 119). Термин "эгоист", в смысле теоретического солипсиста,
впервые, по-видимому, употреблен Вольфом. В философии XIX в. термин
"эгоизм" в смысле теоретическом заменяется словом "солипсизм", слову же
"эгоист" придается исключительно моральное значение. Начало критическому
солипсизму положено Кантом. В его "Метафизике" есть следующее
замечательное место: "Тот, кто утверждает, что нет никакого существа,
кроме него, есть метафизический эгоист, эгоиста такого рода нельзя
опровергнуть доказательством на том основании, что он не позволяет
заключать от действия к причине. Феномены могут даже иметь в основании
многие другие причины, которые производят подобные действия. Возможность
двух причин, вызывающих то же действие, препятствует доказать
метафизическим эгоистам, чтобы что-нибудь существовало, кроме них. Кант
хочет этим сказать, что проявления чужой одушевленности могут без
логического противоречия быть истолковываемы эгоистом как закономерный
результат движений, выполняемых мертвым автоматом природы. К
теоретическому солипсизму в ХIХ в. близко подходят Фихте и Шопенгауэр,
хотя последний и замечает что эта точка зрения принимается всерьез
"только в сумасшедшем доме". В новейшее время критический солипсизм
признается неопровержимым, с научной точки зрения, многими (Вундт,
Фолькельт, Кяуфман и др.); его прямыми сторонниками являются Шуберт
Зольдерн и Александр Введенский ("О пределах и признаках одушевления",
1892). 2) Эгоизм моральный или практический есть такой взгляд на
человеческое поведение, по которому единственным мотивом человеческих
действий является удовлетворение личных потребностей, т. е. стремление к
личному благополучию. Однако, такое широкое определение морального
эгоизма, охватывающее учения софистов, циников, киренаиков, эпикурейцев,
Гобсса, Спинозы, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, М. Штирнера, Бентама, Джона
Ст. Милля, Мейнонга и Шуберта-Зольдерна, не исключает глубоких различий
в развитии этого общего положения. Поэтому моральный эгоизм может или
провозглашать основной пружиной поведения удовлетворение грубых личных
чувственных потребностей (Ла-Меттри), или удовлетворение тонких личных
потребностей, в состав которых может входить и удовлетворение
потребностей других, вследствие совпадения личных выгод с общественными
(Бентам), или в силу желания избежать неприятности, причиняемой видом
чужого страдания (Гельвеций), или в силу удовольствия, получаемого из
сознания превосходства над страждущим, которому сочувствуешь и помогаешь
(Руссо), или в силу того, что, живя от рождения в общественной среде, мы
привыкаем поступаться собственными интересами ради чужих, и последние
образуют с первыми такую неразрывную ассоциацию что входят в мотивацию
наших поступков (Джон Милль), или в силу того, что эта привычка
фиксировались в нас путем эволюции и стала унаследованным
предрасположением (Спенсер) и т. д. Поэтому сторонник эгоистической
мотивации человеческих действий; может вовсе не быть защитником
узкоэгоистической морали; достаточно вспомнить Гюйо и Фейербаха.
Теоретический Э. не связан необходимо с моральным в узком смысле слова.
Примером этого может служить Шуберт-Зольдерн. Шуберт-Зольдерн считает
чужие состояния сознания данными мне лишь в качестве моих; с другой
стороны, он говорит: "я не знаю никакого другого конечного мотива, как
удовольствие". "В корне ошибочно говорить: мне доставляет удовольствие
чужое удовольствие, ибо это чужое удовольствие, поскольку оно вообще
может иметь значение, есть мое удовольствие, и это положение следовало
бы выразить так: мне доставляет удовольствие мое собственное
удовольствие что было бы или плеоназмом, или абсурдом. Совершенно
ошибочно также, когда социальный Э. рассматривает чужое удовольствие,
как нечто такое, что возбуждает во мне удовольствие, и через это впервые
получает для меня ценность, ибо чужое удовольствие есть непосредственно
мое удовольствие и имеет непосредственную ценность, а не впервые в
качестве возбудителя удовольствия. Поэтому альтруизм по своей ценности
не зависит от Э., но совершенно однороден с ним и координирован: они оба
замкнуты в общем единстве сознания, во всеохватывающем "я". Вся разница
здесь лишь в наличности промежуточных звуков и движений. Без "ты" не
было бы и эмпирического "я", без твоих страданий не было бы и моих.
Нравствен тот., кто понял что чужие радости - его радости, чужие
страдания - его страдания; безнравствен - кто недостаточно познал чужие
чувства и признал их своими". Зиммель, в своей критике книги
Шуберта-Зольдерна "Grundlagen einer Ethik", указывает в вышеприведенном
рассуждении 2 quaternio terminorum: I) А) всякое чувство благополучия,
какое только во мне имеется, по своей природе равнозначно всякому
другому, какое я испытываю. В) Счастье других существует лишь во мне,
ибо оно может иметь ко мне отношение лишь как мое представление. С)
Следовательно, счастье другого непосредственно есть также мое счастье и
между ними нет никакой противоположности природы и ценности. Здесь в
меньшей посылке "я" понимается в смысле сверхиндивидуальном. II) А)
Всякое чувство удовольствия, какое я представляю, действует, мотивируя
мое поведение. В) Твое удовольствие, представляемое мною, существует
лишь как мое представление. С) Твое удовольствие есть мотив моего
поведения. Здесь в большой посылке разумеется настоящее удовольствие, а
в меньшей - не непременно таковое, но и холодная мысль. Наконец, по
Шуберту-Зольдерну выходит, что чем лучше знаешь, тем больше способен
любить человека, что крайне сомнительно. Альтруизм - понятие
противоположное эгоизму; Ог. Конт характеризует им бескорыстные
побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей.
Понятие альтруизма охватывает чувства сострадания, сорадования и
деятельной любви. До Конта альтруизм называли чувством симпатии
(Кэмберленд, Шэфтсбюри, Гутчесон, А. Смит, Руссо). Конт не выводит
альтруизм из полового чувства, как Руссо, Фейербах, Литтре и Гюйо, но
считает его первичным инстинктом, рядом с Э. См. Иодль "История этики";
Eislerе Worterbuch der philosophischen Begriffe" (ст. Egoismus, 1899);
Гюйо, "Мораль Эпикура" и "Современная английская мораль"; Simmel,
"Einleitung in die Moralwissenschaflen" (1896); Schubert-Soldern,
"Grundlagen einer Ethik" (1887); Sidgwick, "Methods of Ethics". И.
Лапшин.
|