Шадов (Schadow) - фамилия трех немецк. художников. 1) Иоганн-Готтфрид
Ш. (1764 - 1850), скульптор, сын бедного берлинского портного, учился
ваянию сперва у одного неважного художника, а потом у работавшего тогда
в Берлине талантливого нидерландского мастера Тассарта, который в своих
статуях Зейдлица и Кейта, стоящих ныне на Вильгельмовской площади в
Берлине, один из первых решился представить исторические лица в
современных им костюмах, что впоследствии принял себе за правило и Ш.
Ранняя женитьба на девушке, обеспеченной некоторыми денежными
средствами, дала ему возможность отправиться в 1785 г. в Рим. Здесь он
сблизился со скульпторами Триппелем и Зергелем, совершенствовался
изучением антиков и вылепил группу "Персей и Андромеда", за которую была
присуждена премия на конкурсе ди-Балестра. В 1788 г. он возвратился в
Берлин, получил титул придворного скульптора и был назначен секретарем
королевской академии художеств на место умершего Тассарта. В 1790 г.
явилось его первое монументальное произведение - надгробный памятник
мальчика-сына гр. фон-дер-Марка, сочиненный еще с значительною примесью
языческой аллегории (наход. в берлинск. црк. св. Доротеи). Вскоре после
этого была изваяна им мраморная статуя Фридриха Вел. для Штетина, в
которой он выказал себя уже более свободным от париковско-античного
стиля, господствовавшего тогда в немецкой скульптуре. Еще более
реалистичный характер получили мраморные статуи ген. Цитена и принца
Леопольда Дессауского, исполненные Ш. для постановки на Вильгельмовской
площади в Берлине и впоследствии замененные на ней бронзовыми конями
работы Кисса. В 1795 г. Ш. вылепил квадригу, украшающую собою (в
воспроизведении из гнутой листовой меди) Бранденбургские ворота в
Берлине, и их метопы. Следовавшие затем работы Ш. были преимущественно
портретного рода, и в них еще сильнее, чем прежде, отражалось его
стремление к реалистичности, приводившее, однако, художника не всегда к
вполне удовлетворительным результатам. Важнейшие из этих работ -
мраморная группа королевы Луизы и королевы Ганноверской, памятники
Тауенцина, в Бреславле, гр. Арнима, в Боиценбурге, принца Александра
Прусского и гр.. Гольма, в Силезии, бюсты Гуфеланда, Грауна, Себ. Баха и
Лессинга. Всего ярче талант и направление Ш. выразились в монументе
Лютера, воздвигнутом в Виттенберге, в 1821 г. В памятнике Блюхеру,
исполненном для Ростока (в 1819 г.), Ш. вернулся почему-то к своей
первоначальной античной манере. Сверх вышеупомянутых, из работ этого
мастера заслуживают внимания прелестная "Спящая нимфа" и бюсты Карла
Великого, Генриха Птицелова, Генриха Льва, Рудольфа Габсбургского,
Канта, Клопштока и Гадлера, находящиеся в Регенсбургской Вальгалле. В
1805 г. Ш. был сделан ректором и с 1816 г. директором берлинск.
академии. Им написаны и изданы: "Учение о костях, мускулах, пропорциях и
ракурсах" (1830); "Поликлет, или об измерениях человеческого
тела"(1833); "Народные физиономии" (1834 - 35); "Художественные
памятники и художественные воззрения" (1849) и некоторые другие весьма
полезные в свое время труды. 2) Рудольф Ш. (1786 - 1822), сын
предыдущего, также скульптор, получив художественное образование под
руководством своего отца, в 1810 г. был отправлен за счет прусского
правительства для дальнейшего усовершенствования в Рим, где пользовался
советами Торвальдсена и Кановы. Исполненная под их влиянием статуя
"Парис, задумавшийся над тем, которой из трех богинь отдать золотое
яблоко", своею красотою, грациозностью и мягкостью лепки обратила на
молодого скульптора внимание любителей искусства. Еще больший успех
имели следовавшие за этим первым самостоятельным произведением Ш. его
"Нимфа, надевающая себе на ноги сандалии", и парная с этою статуей
"Пряха"; обе они так понравились римской публике и приезжим в Италию
знатным туристам, что художнику пришлось повторить их несколько раз. То
же самое было и с изваянною им после того группою "Девушка с голубями,
увенчиваемая Амуром". По окончании срока своего пенсионерства, Ш.
остался навсегда в Риме; будучи завален множеством заказов и занимая
одно из самых видных мест среди художников, поселившихся в вечном
городе. Из его мастерской, кроме указанных выше скульптур, вышли
прекрасный статуи св. Иоанна Крестителя, "Мадонны с Младенцем на руках",
Дианы, Бахуса, "Танцовщица", "Дискобол", барельефы, украшающие
надгробные памятники маркиза Лендсдоуна и герц. Девоншайрского,
колоссальная группа "Ахиллес с трупом Пенфезилеи", оконченная после
смерти Ш. Эмилем Вольфом, и пр. 3) Фридрих-Вильгельм фон Ш. (1789 -
1862), брат предыдущего, знаменитый живописец, ученик сперва своего отца
и Фр. Г. Вейтша, а потом Ширмера. Прослужив два года (1806 - 1807) в
солдатах, он в 1810 г. отправился в Рим, примкнул там к группе
"назареев" (см.), пристрастился к религиозной живописи и в 1814 г.
перешел из лютеранства в католичество. Будучи менее способен к большим и
многосложным композициям, чем к изяществу рисунка и тщательности
исполнения, он писал преимущественно станковые картины масляными
красками, и его фрески в вилле-Бартольди, "Дети Иакова приносят ему
окровавленную одежду Иосифа" и "Иосиф, толкующий сны виночерпию и
хлебодарю", вышли уступающими исполненным другими художниками,
трудившимися в той же вилле. Кроме этих фресок, из-под кисти Ш. вышло в
Риме несколько прекрасных портретов и картин, в том числе "Царица
небес", написанная для г-жи Гумбольдт, и "Св. Семейство", для баварск.
кор. Людвига 1. В 1819 г. Ш. был приглашен в Берлин на должность
профессора тамошней академии художеств. Здесь вскоре он прославился как
первоклассный живописец и отличный преподаватель, успевший собрать
вокруг себя толпу талантливых учеников. Некоторые из них (Ю. Гюбнер, Т.
Гильдебрандт, К. Зон и К. Ф. Лессинг) последовали за ним в Дюссельдорф,
когда он, в 1826 г., получил должность директора тамошней академии,
сделавшуюся вакантною по смерти Корнелиуса. Труды Ш. по улучшению
преподавания в этой академии и вообще по ее преобразованию увенчались
успехом, но с течением времени взгляды молодого поколения художников на
задачи искусства изменились; направление, которого он держался и
проводил в своей школе, перестало удовлетворять большинство критиков, и
на заслуженного живописца посыпались с разных сторон нападки,
причинившие ему много огорчений. Несмотря на это, он не покидал поста
директора дюссельдорфской академии и только в 1859 г., после того, как
нервный удар расстроил его здоровье, вышел в отставку. Картины Ш. очень
многочисленны. Он является в них искусным рисовальщиком, идеализирующим
натуру, приятным колористом, отличающимся не столько естественностью и
силою тонов, сколько их гармоничностью, старательным техником,
отделывающим работу до конца во всех ее подробностях; но в его
композициях больше обдуманности, чем одушевления, больше ума, чем
теплого чувства, и они нередко отзываются старинными рутинно-условными
приемами. Наиболее известные произведения этого художника - "Поклонение
волхвов" (в гарнизонной црк. в Потсдаме), "Вакханалия" (в берлинск.
драматическом театре), "Четыре евангелиста" (в Вердеровской црк., в
Берлине), "Христос на Елеонской горе" (в црк. св. Марка, в Ганновере,
"Mater dolorosa" (в црк Дюльмена, в Вестфалии), "Разумные и неразумные
девы" (в Штеделевском институте во Франкфурте-на-Майне), "Гетевская
Миньона", "Небесная и земная любовь", "Благочестие и Тщеславие" (у гр.
Фюрстенберга) и "Рай, Чистилище и Ад" (последняя работа художника,
оканчивая которую он ослеп от темной воды). Ш. прекрасно писал также
портреты. Шакал (Canis aureus) - один из видов р. Canis. Впрочем другой
вид (С. mеsomelos) тоже носит название Ш. чапрачного. Длина тела
обыкновенного Ш. - без хвоста достигает 80 стм., а высота в плечах 50,
хвост - 30 стм. Тело стройное, на высоких ногах, морда острее, чем у
волка, но тупее, чем у лисицы, хвост пушистый; уши короткие; зрачок
круглый; шерсть жесткая, недлинная; цвет серовато-желтый, на спине и на
боках переходящий в черный, а на брюхе и горле в светло-желтый.
Распространен в южной Азии, начиная с Индии к западу, южн. Европе
(Турция, Греция, Далмация) и сев. Африке. На Гималаях поднимается на
высоту до 1000 метров над уровнем моря. На охоту выходит, как и волк,
ночью, и подобно волку, оглашает окрестности воем. Нападает на мелких
млекопитающих, птиц, и будто бы в Индии опустошает плантации кофейные,
кукурузные и сахарного тростника. Говорят, что Ш. устраивают облавы и на
более крупных млекопитающих. Охотно едят падаль. Течка весной, когда вой
их особенно силен; самка носит 9 недель и приносит 5 - 8 детенышей.
Легко приручаются и скрещиваются с домашней собакой. Мех их дешев.
Чапрачный Ш. рыжевато-серого цвета, но на спине как бы черный чапрак.
Длиннее обыкновенного, но ниже ростом. Водится в южной Африки и на вост.
берегу от Нубии до мыса Доброй Надежды. Легко приручается. Мех его гуще
и мягче, и в южной Африке его шкуры употребляются сшитыми в виде меховых
ковров (каросс). Костяные наросты, встречаемые иногда на черепе
обыкновенного Ш. и несущие пучок длинных волос, считаются индусами
лучшим талисманом и носят название шакаловых рогов.
|