Чистилище (purgatorium, purgatoire, Fegfeuer). - Учение о Ч.
представляет собой одно из характерных отличий римско-католической
церкви от греко-православной и протестантских. По учению католиков, души
скончавшихся христиан, если Господь признает их чистыми, направляются
прямо в рай. души людей; отягченных смертными грехами, направляются в
ад, а души тех грешников, которые не отягчены смертными грехами и,
однако, не получили прощения грехов в земной жизни, направляются в Ч.,
промежуточное место между раем и адом, где они горят в очищающем огне.
Когда грехи их будут искуплены, они могут получить доступ в рай. Ч.
будет существовать до второго пришествия Христа, но души грешников,
попадающие туда. не будут там ждать страшного суда. Каждая душа пробудет
в Ч. столько времени, сколько необходимо для искупления ее грехов.
Очищающий огонь некоторые католические богословы понимают как символ и
видят в нем угрызения совести и раскаяние, но громадное большинство
признает реальное существование этого огня. Для доказательства
существования Ч. и возможности прощения некоторых грехов в загробной
жизни католики приводят главным образом два места из Св. Писания: 1)
"Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто
скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем"
(Матф. XII, 32). 2) "Каждое дело обнаружится; ибо день покажет, потому
что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть"
(1 Кор. III, 13). В первом месте католики видят различение между
грехами, прощаемыми в земной жизни, и грехами, прощаемыми в загробной.
Во втором слова об огне, испытывающем дела каждого. они понимают в
буквальном, а не в переносном смысле. Участь души в Ч. зависит не только
от ее раскаяния. но и от молитв, возносимых за нее на земле. При помощи
месс, молитв, добрых дел, совершаемых в память умерших верующими на
земле, участь души в Ч. может быть облегчена и срок пребывания ее там
может быть сокращен. Учение о сокровищнице добрых дел, находящейся в
распоряжении церкви и главы ее, папы, предоставляло папе право решать
вопрос о сроке пребывания в Ч. Вот почему в средние века получила такое
распространение продажа индульгенций. В Св. Писании нет непосредственных
указаний на существование Ч., если не считать II-й книги Маккавеев,
которую обыкновенно не признают канонической. Тем не менее представление
о Ч. возникло уже в первые века христианства. Уже Ориген верил в
действительность того огня, о котором говорит ап. Павел в выше
приведенном месте. Бл. Августин высказал предположение, что души могут
подвергнуться очищающему огню не при конце мира, а в промежуток между
смертью и днем страшного суда. Цезарий из Арля принял это предположение
как догмат, а папа Григорий Великий распространил такое учение во всей
западной церкви. Подробно разработано и развито оно было Фомой
Аквинским, окончательно принято как догмат Флорентийским собором 1439 г.
и подтверждено Тридентским собором. Протестантские реформаторы отвергли
учение о Ч., находя, что католики неправильно толкуют вышеприведенный
места из Св. Писания и что в Св. Писании есть места, прямо указывающие
на отсутствие какой-либо промежуточной среды между раем и адом (напр.
Матф. XXV, 31-46). Православная церковь также отвергает учение о Ч., а
учению о заступничестве верующих на земле за души умерших придает более
спиритуалистический характер.
Б.
Некоторые из богословов смешивают латинское учение об Ч. с
православным учением о мытарствах; но последние - только образные
представления частного суда, неизбежного для каждого человека; путь из
Ч. - в рай, путь из мытарств - и в рай; и в ад. Впрочем, в основной
своей идее латинское учение о Ч. имеет некоторое сходство с православным
учением о состоянии душ умерших людей до всеобщего воскресения; сходство
это заключается в том общем учении, что души некоторых из умерших,
подвергшись мучениям за свои грехи, могут, однако, получить прощение
грехов и облегчение своих мучений или даже полное освобождение от них.
По учению православной церкви, это облегчение мучений или же совершенное
освобождение от них получается душой усопшего ради молитв и
благотворений членов церкви Христовой, между тем как, по латинскому
учению, души умерших людей получают прощение грехов в Ч. ради самых
чистилищных мучений, которыми они самолично приносят удовлетворение
правосудию Божию и через это очищают свои грехи. Несообразность этого
латинская учения о значении для душ человеческих чистилищных мучений,
как удовлетворении правосудию Божию, вытекает, между прочим, из того,
что оно делает совершенно излишним христианское догматическое учение о
молитвах церкви за умерших - учение, содержимое и римской церковью. См.
Д. Гусев, "Ч. у средневековых римско-католических богословов"
("Православный Собеседник", 1872, июнь, стр. 226-264); Н. Беляев,
"Римско-католическое учение о так называемой сатисфакции" (Казань,
1876); его же, "Характеристика римского католичества с точки зрения
папского догмата" (Казань, 1878); Е. Успенский, "Обличительное
богословие" (изд. 3, СПб., 1895).
|