Часослов - церковно-богослужебная книга, относящаяся к общественному
богослужению. В противоположность Служебнику, Ч. предназначается для
чтецов и певцов. Он заключает в себе неизменяемые молитвословия
ежедневных служб церковных - утрени, полунощницы, часов с междочасием,
изобразительных, вечерни и повечерия. От службы часов и самая книга
получила свое название. Кроме того Ч., как и Служебник, содержит в себе
чины и молитвы, присоединяемые к означенным службам круга дневного,
каковы: утренние молитвы, последование возвышения панагии, благословение
трапезы, канон Богородице и молитвы на сон грядущим. Присоединяются
также к Ч. краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во
многих службах известного дня: тропари, кондаки, богородичны, прокимны и
причастны, принадлежащие к богослужению круга седмичного и годового.
Есть в Ч., как и в Служебнике, месяцеслов с тропарями, кондаками,
прокимнами, причастными, величаниями и указаниями евангельских и
апостольских чтений. Наконец, при нем прилагаются зрячая пасхалия,
индикт ион и лунник, чтобы знать, в какие дни приходятся подвижные
праздники и посты. Ч. различается великий и малый: последний есть
сокращение первого. Основное содержание Ч., как и Служебника, носит на
себе печать глубокой древности. Первоначальное составление книги
приписывается преп. Савве Освященному: она заключала в себе тогда
чинопоследования ежедневных церковных служб. Дополнения к Ч. сделаны,
как полагают, св. Иоанном Дамаскиным и Федором Студитом. Однако, Ч. и
после того был дополняем как в церкви греческой, так и в. русской,
которая заимствовала от первой сам Ч. и дополнения к нему. Малый Ч,
по-видимому, предназначался первоначально для бедных церквей, так как он
заключает в себе по местам и устав; кроме того, он издавался и с учебной
целью.
|