Цистерцианцы - монашеский орден, ветвь бенедектинского ордена.
Название Ц. происходит от монастыря Cistercium, основанного в 1098 г.
св. Робертом на том месте, где теперь лежит деревня Сито (Citeaux,
франц. департамент Кот д'Ор). Роберт был отпрыском знатного шампанского
рода и в ранней молодости вступил в бенедиктинский орден. Монастырская
жизнь не соответствовала его строго аскетическим идеалам; он тщетно
пытался восстановить соблюдение устава в старых монастырях и, видя
бесплодность своих попыток, удалился из Солемского м-ря, где занимал
место аббата, в пустынное место Сито, в сопровождении 20 спутников.
Здесь он основал новый монастырь, положив в основу монашеской жизни
строгое исполнение бенедиктинского устава. Самому Роберту, по требованию
папы, пришлось вернуться в Солемский м-рь. Его преемником по должности
аббата Цистерцианского м-ря был Альберих, при котором папа Пасхалис II
взял монастырь под свое особое покровительство. Альберих составил
"Instituta monachorum Cisterciensium", в основу которых лег
бенедиктинский устав. Сначала строгость правил Ц. служила препятствием
приливу новых членов, но после того, как в орден вступил св. Бернард
Клервоский с 30 товарищами (1112), число Ц. стало быстро расти, и в 1200
г. ордену принадлежало около 2000 монастырей - во Франции, Германии,
Англии, Скандинавии, Испании, Италии и Венгрии. Бернарда называют,
поэтому, вторым основателем ордена и вместо Ц. иногда употребляют
название бернардинцов. В 1119 г. папа Иннокентий III утвердил "Charta
libertatis", которая определяла внутреннюю организацию ордена. Во главе
ордена стоял аббат центрального м-ря Cistercium; он должен был ежегодно
объезжать все монастыри ордена или посылать вместо себя одного из
аббатов. Главный аббат, вместе с четырьмя аббатами старейших монастырей
- Клервоского (с 1113), Лаферте (с 1115), Понтиньи (с 1114) и
Моримонского (с 1115 г.) - составлял коллекцию, управлявшую делами
ордена под непосредственным надзором со стороны папы. Высшей инстанцией
являлся генеральный капитул, собиравшийся раз в год в Сито; аббаты
ближайших монастырей должны были ежегодно принимать в нем участие,
аббаты более отдаленных - через более продолжительные промежутки
времени. В середине XII в. начался упадок ордена, вследствие отступлений
от строгого режима и внутренних раздоров. В 1615 г. среди Ц.
образовались две фракции, из которых одна требовала более строгого
соблюдения устава, другая допускала уклонения от него. В эпоху своего
процветания Ц. среди всех орденов занимали первое место по своему
богатству и влиянию на современников. От них произошли рыцарские ордены
Калатрава, Алкантара, Монтеза и Альфама - в Испании, фельянтинцы и
трапписты - во Франции. В XVIII в. начались правительственные меры
против Ц.: в Австрии много монастырей закрыл Иосиф II, во Франции -
национальное собрание, в 1790 г. В настоящее время больше всего членов
орден насчитывает в Австрии; несколько мон-рей, кроме того, осталось в
Италии, Бельгии, Швейцарии и бывших польских провинциях. Из Франции Ц.
изгнаны в 1880 г. Ц. носят в монастыре белое одеяние с черным
наплечником, черный капюшон и черный шерстяной пояс; на улице ходит в
сером одеянии вследствие чего известны в народе под именем "серых
братьев". К тому же ордену принадлежали и женские цистерцианские м-ри.
Первый из них по времени основал Стефан Гардинг в 1120 г. Самый
известный - Пор-Рояль. Цистерцианки, так же, как Ц., рано утратили
монашеский дух, завели внутренние раздоры и во время третьей республики
изгнаны из Франции.Литература. "Essais de 1'histoire de 1'ordre de
Citeaux" (1696, 9 т.); "Traite historique du chapitre general de 1'ordre
de Citeaux" (1737); "Histoire des ordres monastiques" (т. V, стр. 344 и
сл.); Winter, "Die Cistercienser des nord-ostl. Deutschlands" (Гота,
1868-71); Janauschek, "Origines, Cristerciensium" (т. I, В., 1877);
Brunner, "Ein Cistercienserbuch" (Вюрцбург, 1882); "Studien und
Mitteilungen aus dem Benediktiner und Cistercienser Orden" (1883);
"Cistercienser-Chronik" (1889).
|