Церера - римская богиня; принадлежит к числу древнейших богов Рима (к
так назыв. di indigetes). Ее главная функция - охрана посева во все
моменты его развития; поэтому древнейший культ ее теснейшим образом
связан с культом еще более древней богини Tellus (земля). В древнейших
представлениях Рима культ богини земли был проникнут анимистическими
основами римского миросозерцания, культа душ (manes) - и это вызвало
наблюдаемые и в культе Ц. подробности анимистического характера.
Праздники в честь Tellus и Ц. падали на особо важные в сельском
хозяйстве дни. Таковы feriae sementivae, по случаю посева: это -
подвижной праздник, в зависимости от времени посева. В самом начале сева
стоит жертвоприношение Tellus и Ц., совершаемое flamen Cerialis, где Ц.
призывали под 12 различными именами, сообразно различным моментам
полевых работ. 19 апреля праздновались Cerialia, в связи с праздником
Tellus-Fordicidia (15 апр.). В начале жатвы устраивается еще раз
жертвоприношение в честь тех же богинь, причем даром Ц. служат первые
сжатые колосья (ргаеmetium). Во всех церемониях играет выдающуюся роль
принесение в жертву тельных животных - коров и свиней. По сообщению
римских аннал в 496 г. до Р. Хр. по поводу неурожая и остановки в
подвозе хлеба из соседних стран в Риме был обещан и вслед затем выстроен
храм элевзинской триаде: Деметре, Дионису и Коре, по греческому образцу
и греческими мастерами. Этот факт (сомнение может быть только в его
дате) стоит в связи с греческим импортом, материальным и идеальным, из
Южной Италии и Сицилии. Связь эта становится еще более ясна, если
принять во внимание, что возникший тогда храм сделался сосредоточием
культа и политической жизни римского плебса - носителя торгового
развитая Рима. В новом храме находился архив плебса; плебейские эдилы и
имя свое получили, благодаря исконной связи своей с аеdes новых богов.
Новые боги, однако, при переходе в Рим изменили свои имена: главная
богиня триады, Деметра, слилась с Ц.; Дионис и Кора получили имена Liber
и Libera. Преимущественную роль в триаде и в Риме играла Ceres; ее
именем звали храм сокращенно aedes Cereris, день ее праздника (19 апр.)
был храмовым праздником триады, sacerdotes pablicae Cereris populi
Romani Quiritium звались ее жрицы и жрицы триады; в честь триады
праздновались игры, получившие имя ludi Ceriales. Как к одной из
древнейших греческих богинь, к Ц. примыкают хранители греческих культов
в Риме и сивиллиных книг - квиндецемвиры sacris faciundis. Ко времени
второй пунической войны мы слышим о празднике в честь Ц. чисто
греческого и мистического образца (anniversarium Cereris). Участие в
этом празднике принимали исключительно матроны; состоял он в
праздновании бракосочетания Плутона и Просерпины (orci nuptiae),
сопровождался рядом чисто греческих церемоний и воздержанием от пищи и
супружеских сношений (castus Cereris). Такой же пост (ieiunium)
справлялся с 191 г., в искупление тяжелых знамений, ежегодно 4 октября.
13 сентября в честь Ц. справлялся лектистерний; 21 декабря ей приносили
жертву совместно с Геркулесом, где играла важную роль поросная свинья. В
императорское время Ц. была столько же богиней сельской жизни, сколько и
богиней хлебного подвоза, сближаясь в этом с богиней Анноной. Из
провинции ее особенно чтила хлебоносная Африка.
М. Р.
|