Херувимы - один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в
Свящ. Писании. Отцы церкви усвояют обыкновенно херувимам место второго
чина первой степени (серафимы, Х., престолы). Самое подробное описание
Х. находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово
"херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании
прародителей из рая: херувим с пламенным мечем поставлен был у сада
эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме
Соломоновом изображения Х. были помещены не только в святилище, но и во
святом святых; поставление двух Х. над Ковчегом завета с преклоненными к
ковчегу лицами свидетельствовало, что Х. удостоены особенной близости к
Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.) и благоговейно
служат Ему, проникая в тайны нашего спасения (1 Петр. 1, 12). На высшее
место Х. в ангельском мире указывают также те места Свящ. Писания, в
которых говорится, что Всевышний восседает на Х. (1 Цар. IV, 4; Псал.
XVII, 11; Исаии XXXVII, 16 и др.). В Апокалипсисе Х. изображаются, как и
у пророка Иезекиля, в виде шестокрылатых животных, усеянных по всему
телу очами; они обитают на небе пред престолом Божьим и непрестанно днем
и ночью взывают: "свят, свят, свят Господь Вседержитель, Который был,
есть и грядет" (Апокал. IV, 1-8). Х. окружены на небе бесчисленными
сонмами праведников и тьмами ангелов (Апокал. V, 11; VII, 9-11);
последние занимают в отношении Х. подчиненное, служебное положение.
Находясь в ближайшем общении с Богом, Х. отражают в себе неприступное
величие Божие и Его славу (Евр. IX, 5). См. еписк. Сильвестр, "Опыт
православного догматического богословия" (т. III, Киев, 1885);
"Миссионерское Обозр." (1900, сентябрь).
|