Хадж - т. е. пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе,
главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен под
страхом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина,
гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженства
в загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан хотя
бы один раз в жизни совершить X. Срок для него наступает с момента
совершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы,
которая, однако, не освобождает от X. Позднейшие законоведы стали
разрешать неисполнение X. по уважительным причинам: слабости здоровья,
отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств,
опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо для
исполнения обрядов X. Временем для X. определены священные месяцы:
шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступает
в область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды:
скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам - два куска не сшитой ткани
для покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричь
усы, обрезать ногти, выдернуть волосы из под мышек, совершить полное
омовение тела, что затем делается запретным до конца X., не дозволяется
покрывать голову и лицо, надевать обувь, требуется строгое соблюдение
целомудрия. Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в храм
Каабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затем
идут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды; совершают шествие
между холмами Сафа и Мярва, находящихся в расстоянии 100 шагов от Каабы
(здесь Агарь, мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма в
другому, ища воды для своего сына); потом устремляются на гору Арафа,
отстоящую от Мекки на 7 часов пути - это самая важная часть X.: на этой
горе Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9
числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу
(поучение), длящуюся 3 часа, до солнечного заката, после чего стремглав
бегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы там
прослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляют
друг друга с званием хаджи. В десятый день они направляются в долину
Мина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила, тут надо
побить диавола камнями и тут же принести обильные жертвы в воспоминание
Авраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешается бриться,
снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение тела и
мазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Все
перечисленные обряды сопровождаются специальными молитвами, точно
установленными шариатом. В заключение X. необходимо зайти в Медину,
чтобы поклониться могиле пророка. X. является объединителем всех
мусульман и поэтому имеет большое политическое значение. См. "Ист.
Ислама", Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской литературе X. описан
Миропиевым в сочинении "Религиозное и политическое значение X." (в
"Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань, 1877), а
также в книге А. Крымского: "Ист. мусульманства" (М., 1902, стр. 13 и
след.).
Н. В.
|