Фуга - высшая форма полифонного стиля, развившаяся из имитации. В
двухголосной и многоголосной Ф., как и в имитации, проводится тема, но
только по известным установившимся правилам. Приемы проведения темы,
установившиеся в Ф. (а именно имитация темы в строе квинтою выше строя
темы, т. е. ответ), являлись в виде намеков уже у Клавдио Меруло (ум. в
1604 г.), в органных ричеркари, а также у Джованни Габриели (1557 -
1613), представителя венецианской школы, в его французских канцонах
(Canzone alla francese). Вообще, во второй венецианской школе развилась
форма Ф. Из композиторов, подготовивших полный расцвет Ф. замечателен
Александр Польетти, умерший в 1683 г., за два года до рождения И. С.
Баха. Его фуги; по зрелости формы, уже приближаются к фугам Баха.
Зародившаяся и сложившаяся в Италии Ф. обязана дальнейшим своим
развитием германским композиторам. Тема для Ф. должна иметь форму
небольшого предложения в главном строе. В ней допускается модуляция, в
строе на квинту вверх, только в конце она должна быть мелодична,
характерна, удобна для полифонической работы. Объем темы не превышает
октавы. Тема не должна быть длинна, чтобы ее можно было легко запомнить
и узнавать в продолжение всей Ф. Длинная тема возможна только в том
случае, когда она имеет характер секвенции. Для темы достаточно трех,
четырех или шести тактов, смотря по темпу. В скором темпе возможна тема
и в восемь тактов. Характерною можно назвать ту тему, которая выдается
своеобразным сопоставлением интервалов и разнообразным, но не пестрым
ритмом. В простой Ф. тема должна быть одноголосной. Ф. распадается на
три части, но границы этих частей часто очерчены не особенно рельефно.
Более применяется Ф. четырехголосная, 1-я часть ее начинается темою в
одном из голосов. По окончании ее вступает другой голос, с точной
имитацией темы в строе квинтою выше. Тема в главном строе называется
вождем (dux), тема в строе квинтою выше или ответ - спутником (comes).
Голос, начавший Ф. вождем, продолжает двигаться в то время, когда другой
голос берет спутника. Контрапункт, исполняемый первым голосом во время
спутника, называется противусложением, которое часто пишется в двойном
контрапункте, имея в виду в продолжении Ф. помещать противусложение то
снизу, то сверху темы. Противусложение должно ритмически отличаться от
темы, чтобы давать последней рельеф. После вступления вождя и спутника,
оба голоса исполняют небольшую двухголосную интермедию в ритмическом
характере предыдущих тактов. После этой двухголосной интермедии или
промежуточного предложения в два или четыре такта, вступает третий
голос, исполняющий вождя, а затем четвертый голос, исполняющий спутника
на фоне трех других контрапунктирующих голосов. После этого проведения
темы по всем четырем голосам, называемого полным проведением, следует
четырехголосная постлюдия или заключительное предложение, в строе
квинтою выше строя вождя. Этим заканчивается первая часть Ф. Иногда
появление темы в первой части бывает следующее: вождь, спутник, спутник,
вождь. Такой порядок чередования называется инверсией. При этом между
спутниками нет интермедии или же она бывает очень коротка. В этой части
тема является только в главном строе Ф., т. е. начальном, и в строе
квинтою выше от главного. В других строях тема является во второй части.
Если тема, прошедшая по всем голосам в первой части, появляется еще в
одном из четырех голосов, то такой прием называется проведением сверх
меры. Во второй части тема проводится в разных строях, находящихся с
главным строем Ф. в первой степени сродства и очень редко во второй.
Иногда соблюдается квинтовое отношение между темой и ее имитацией. Кроме
того, в этой части прибегают к увеличению темы, придавая вдвое большую
длительность каждой ноте темы, к уменьшению, придавая вдвое меньшую
длительность каждой ноте темы, к исполнению темы, придавая каждому ее
интервалу направление обратное прежнему (напр., если тема шла на кварту
вверх, секунду вниз, терцию вверх и т. д., то при новом приеме она
пойдет на кварту вниз, секунду вверх, терцию вниз и т. д.) Между
появлениями темы должны применяться интермедии. В этой же части
применяется стретто. Вторая часть оканчивается органным пунктом на
доминанте главного строя. Над этим органным пунктом хорошо брать стретто
из темы Ф. Третья часть начинается темой в главном строе. Она проводится
по всем голосам в главном строе, иногда является в строе субдоминанты;
чаще ее проведение делается сжатым стретто. Ф. оканчивается органным
пунктом на тонике. Во второй и третьей частях допускаются некоторые
вольности относительно интервалов темы, а также укорачивание или
удлинение первой ноты темы. Кроме того, она может менять место своего
вступления; напр. если тема вступала на сильном времени, то она может
вступать на бывшем сильном времени или даже на слабом. Это тактовое
перемещение называется in contrario tempore. Точная имитация темы
соблюдается в особенности в первой части Ф., но для большей мягкости в
спутнике иногда делаются изменения. Эти изменения, в самом начале или
конце темы спутника, основаны на том, что ноты доминантового трезвучия
строя вождя заменяются нотами субдоминантового трезвучия строя спутника;
напр. когда вождь начинается тоникой и вводным тоном (терцией
доминантового трезвучия), то спутник берет тонику нового строя и его
шестую ступень (терцию субдоминантового трезвучия). Когда вождь
начинается с тоники и доминанты или прямо с доминанты, то спутник
начинается с тоники нового строя и субдоминанты или прямо с
субдоминанты; затем следует возвращаться в спутнике к такому же
чередованию ступеней, как в вожде. Когда вождь модулирует в конце темы в
строе доминанты, то спутник, приблизительно в том же месте, модулирует в
тон субдоминанты строя спутника. Ф., в которой спутник является строгой
имитацией вождя, называется реальной; если же спутник видоизменен
сообразно выше изложенным правилам, то Ф., называется тональной.
Фрескобальди (1583 - 1644) считается установителем правил тональной Ф.
Кроме четырехголосной, бывают Ф. двухголосные, в которых тема может быть
длиннее применяемой в многоголосной Ф. Для удлинения двухголосной Ф., в
первой части, после интермедии, первый голос берет спутника, а второй -
вождя. В такой Ф. большое значение имеют интермедии. Характер
трехголосной Ф. легче четырехголосной. Пятиголосная Ф. пишется в
медленном темпе и отличается гармонической полнотою. Такая Ф. пишется
для двух одинаковых голосов и трех различных, напр., для двух сопрано,
альта, тенора, баса, или для сопрано, альта, двух теноров и баса. В
таких Ф. лучше писать тему в пределах сексты, во избежание
перекрещивания голосов. Не следует постоянно придерживаться
пятиголосного сложения; надо периодически переходить к четырех и даже
трехголосному сложению. Бывают Ф. и с числом голосов больше пяти, напр.
у Сарти. Многие Ф. отступают от формы изложенной выше четырехголосной
Ф.; напр., в них нет разграничения частей, вторая часть находится в
главном строе, причем вследствие тональной монотонности прибегают к
увеличению и уменьшению темы и т. п. Ф. бывает сопровождаемою, когда
аккомпанемент или подкрепляет голоса Ф., или же идет самостоятельно,
поясняя гармоническое содержание Ф. Есть Фуга с непрерывным басом (basso
continuo), который двигается самостоятельно, без темы Ф., не составляя
ее голоса. Фугированным хоралом называется Ф., в которой строфа хорала
служит темою для Ф. Хорал с Ф. или хоральная Ф. состоит в том, что
аккомпанементом хоральной мелодии служит Ф., причем строфы хорала
появляются не непосредственно одна за другой, а с большими промежутками.
Если в Ф. являются эпизоды гомофонические, но все же преобладает строгий
фуговый стиль, при соблюдении формы. Ф., то последняя называется
свободной Ф. Эту форму не следует смешивать с фугато, которое есть
только отрывок Ф., являющийся посреди какогонибудь гомофонического
сочинения, как полифонический прием для возбуждения интереса. Ф. угето -
небольшая Ф., с проведением темы в первой части и с весьма сокращенными
второй и третьей частями. Если сочинение начинается Ф. и расходится
свободно в гамофонию, то такой прием назыв. фугированным сложением. Оно
часто встречается в хорах ораторий Генделя. Ф. с двумя проведенными
темами назыв. двойною Ф. Такие две темы или два субъекта пишутся в
двойном контрапункте в октаве для того, чтобы они могли применяться
одновременно и менять свои места. т. е. верхняя тема могла бы быть
поставлена внизу, а нижняя - над ней. В двойной Ф. в первой части
проводится первая тема, во второй - вторая, в третьей части обе темы
соединяются одновременно, причем каждая тема должна быть исполнена
каждым из четырех голосов. Такая форма двойной Ф. встречается у Баха в
Credo его торжественной мессы h-moll. Есть двойные Ф., в которых обе
темы соединяются уже в первой части, напр. в Куriе из реквиема Моцарта.
К разряду двойных Ф. относится и такая, в которой противусложение к
спутнику в первой части постоянно и точно сопровождает тему. Тройная Ф.
имеет три темы, четверная - четыре темы. Образчиком тройной Ф. может
служить Куriе в мессе g-dur Баха. В этой Ф. в первой части проводится
первая тема, во второй - вторая и третья, а в третьей проводятся все три
соединенные темы. Такие темы должны быть написаны в тройном
контрапункте. Ф. бывают инструментальные - для фортепьяно, органа,
оркестра - и вокальные. В последних принимается во внимание объем
голосов. Вокальная Ф. более сжата, чем инструментальная, в которой
гораздо больше свободы. Ф. достигла своего высшего развития у Генделя и
в особенности И. С. Баха, а позднее у Моцарта. Замечательные, хотя
немногочисленные образцы Ф. встречаются у Бетховена, а из позднейших
композиторов - у Мендельсона и Брамса.
Н. С.
|