Франс (Анатоль France) - известный французский романист и критик,
род. в 1845 г. Дебютировал томиком стихов в манере парнасской школы,
"L'Etui de Nacre", и античной драмой в стихах, "Les Noces
Corinthiennes"; затем писал и пишет маленькие рассказы, повести,
психологические и общественные романы, критические очерки, газетные
хроники (долго состоял постоянным хроникером в "Temps"). В последние
годы, со времени процесса Дрейфуса, Ф. стал видным деятелем
антинационалистского лагеря, принимает участие в устройстве народных
университетов, читает лекции рабочим, произносить речи на народных
собраниях. Ф.
- философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному
эпикурейству. Он самый острый из франц. критиков современной
действительности, без всякой сентиментальности раскрывающий слабости и
нравственные падения человеческое натуры, несовершенства и уродство
общественной жизни, нравов, отношения между людьми; но в свою критику он
вносит особую примиренность, философскую созерцательность и
безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не
судит и не морализирует) а только проникает в смысл отрицательных
явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным
пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную
черту произведений Ф. Одна из его первых повестей, "Le Crime de
Silvestre Bonnard" (русск., перев. СПб., 1899) - идиллическая сатира, в
которое легкомыслию и доброте отдается предпочтение перед суровой
добродетелью. В последующих повестях и рассказах Ф. с огромной эрудицией
и тонким психологическим чутьем воссоздает дух разных исторических эпох.
"La Rotisserie de la Reine Pedauque" - сатирическая повесть во вкусе
XVIII в., с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Коньяра; он
благочестив, но ведет греховную жизнь и оправдывает свои "падения" тен,
что они усиливают в нем дух смирения. Того же аббата Ф. выводит в "Les
Opinions de Jerоme Coignard". В целом ряде маленьких рассказов (сборники
"Ваlthasar", "Le Puits de Sainte-Claire" и др.) Ф. обнаруживает яркую
фантазию; его любимая тема - сопоставление языческого и христианского
миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего
Возрождения; лучшие образцы в этом роде - "Saint Satyr" и "Puits de
Sainte-Clаire". Ф. один из лучших французских "contеurs" по
художественности языка, благородству стиля и выразительной сжатости
повествования. Повесть "Thais" (рус. перев., СПб., 1891)
- история знаменитой древней куртизанки, ставшей святою - написана в
том же духе снисходительности и любви к "грешникам", с тем же оттенком
эпикурейства и в тоже время христианской умиленности, как книги о Жером
Коньяре и мелкие рассказы. "Clio" - сборник трех рассказов из античной и
средневековой жизни; лучший из них, по образности и красочности описаний
- рассказ о жизни и странствованиях Гомера. От исторических и
фантастических рассказов и повестей Ф. перешел к психологическим и
общественным романам из современной жизни. В "Lys Rouge", на фоне
изысканно художественных описаний Флоренции и живописи примитивов,
представлена чисто парижская адюльтерная драма в духе Бурже (за
исключением прекрасных описаний Флоренции и картин, "Lys Rouge" - одна
из наиболее слабых вещей Ф.). Затем Ф. начал серию своеобразных романов
под общим заглавием: "Histoire Contemporaine". В нее вошли до сих пор:
"D'Оrme da Mail", Mannequin d'Osier", "L'Anneau d'Amethyste", "Monsieur
Bergeret a Paris". Это - историческая хроника с философским освещением
событий. Как историк современности, Ф. обнаруживает проницательность и
беспристрастие ученого изыскателя наряду с тонкой иронией скептика,
знающего цену человеческим чувствам и начинаниям. Вымышленная фабула
переплетается в этих романах с действительными общественными событиями,
с изображением избирательной агитации, интриг провинциальной бюрократии,
инцидентов процесса Дрейфуса, уличных манифестаций. Наряду с этим
описываются научные изыскания и отвлеченные теории кабинетного ученого,
неурядицы в его домашней жизни, измена жены, психология озадаченного и
несколько близорукого в жизненных делах мыслителя. В центре событий,
чередующихся в романах этой серии, стоит одно и тоже лицо - ученый
историк Бержере, воплощающий философский идеал автора: снисходительно
скептическое отношение к действительности, ироническую невозмутимость в
суждениях о поступках окружающих лиц. Юмор Ф. заключается в том, что его
герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на
вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он
судит о событиях в древнем Египте, служит ему для суждения о
дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический
метод, с которым он приступает к отвлеченным научным вопросам, помогает
ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти,
не осуждая, но и не прощая. Новейшая повесть Ф., "Affaire Crainquebille"
- сатира на французское судопроизводство, написанная с блестящим юмором
и знанием рабочего класса. В своих критических очерках (5 т. "Vie
litteraire") Ф. с такой же объективностью относится к современным
литературным явлениям, проявляя верность и твердость художественного
вкуса. Вместе с тем и прежде всего Ф. - мастер слова, доводящий
литературный стиль до такой художественной выразительности и красоты,
которая равняет его с Флобером и другими франц. классическими
прозаиками.
З. Венгерова.
|