Фишер (Куно Fischer) - известный немецкий историк философии, род. в
1824 г. в Силезии. В 1850 г. открыл курс в Гейдельберге, но ему было
запрещено чтение лекций, без объяснения причин. Это распоряжение вызвало
всеобщее негодование; только дармштатский клерикальный орган, в
анонимной статье, пытался оправдать образ действия правительства. С 1856
до 1872 г. Ф. состоял профессором иенского унив., а затем перешел в
Гейдельберг, где и в настоящее время продолжает привлекать
многочисленную аудиторию своими блестящими лекциями. Наиболее
замечательные из его сочинений: "Diotima; die Idee des Schonen" (1849),
где в форме писем излагаются основные начала гегельянской эстетики; "Die
Logik und Metaphysik oder Wissenschaftslehre" (2-е изд., 1865), где Ф.
излагает свою систему логики и метафизики, чрезвычайно близко
придерживаясь Гегеля, хотя и претендует на самобытную разработку
философских проблем; "Geschichte der neueren Philosophie" (3-е изд.
1898) - превосходный труд, охватывающий историю рационализма XVIII в.
(Декарт, Спиноза, Лейбниц - первые два тома), философию Канта (III и IV
т.), учения ближайших последователей Канта и философию Фихте (V т.),
философию Шопенгауэра (VI т.), философию Шеллинга (VII т.) и, наконец,
систему Гегеля (VIII и IX тт.). Фишера, при изложении истории философии,
занимает главным образом не история проблем (ван Виндельбанда, в
"Geschichte der Philosophiе", и Ренувье, в "Esquisses d'une
classification des systemes philosophiques"), не историко-культурное
изучение условий возникновения и развития философских учений (Бенн,
Гомперц) и не экономическое истолкование философии (Элейтеропулос,
Паттен). У Ф. на первом плане три задачи: 1) усвоение духа данной
системы, 2) выяснение связи данной системы с личностью ее творца
("Lebensauffassung") и 3) выяснение связи данной системы с другими
системами мысли. Особенно крупны заслуги Ф. в разъяснении значения
философских систем Канта и Гегеля. Вместе с Целлером, он в начале 1860-х
гг. указал на необходимость обратиться от материализма к изучению
критической философии. Недавно вышедшие два последних тома истории
философии, посвященные Гегелю, представляют бесспорно самое лучшее и
полное изложение гегелевской системы. Ф. обладает неподражаемым
искусством входить в дух изучаемого мыслителя и истолковывать его
становясь на его точку зрения; в подобной имманентной критике он как бы
придерживается принципа, установленного еще Гердером: "einen
Schriftsteller aus sich selbst zu erklaren ist die honestas jedem
honesto schuldig". При изложении различных философских систем ему
случалось попутно затрагивать глубокие и интересные вопросы, вызывавшие
оживленный спор в литературе. Ф. разъяснил ошибочность истолкования
"атрибутов- в системе Спинозы в духе субъективных "форм познания"; в
споре, возникшем между Ф. и Трендеденбургом о "третьей возможности", Ф.
отрезал путь к догматическому истолкованию "трансцендентальной эстетики"
Канта; говоря о Фихте, Ф. пытается, наперекор мнению других историков,
показать, что философское миросозерцание Фихте второго периода не
находится в противоречии с его первоначальной точкой зрения. Ф. высказал
сомнения относительно связи пессимизма Шопенгауэра с его судьбою,
замечая, что Шопенгауэр "рассматривал трагедии мирового несчастия в
бинокль из весьма удобного кресла, а затем уходил домой с сильным
впечатлением, но в тоже время вполне удовлетворенный"; этот взгляд на
Шопенгауэра оспаривается в настоящее время Фолькельтом (см. "Артур
Шопенгауэр", стр. 33). Взгляды Ф. на историю философии, даже когда они
ошибочны, интересны и возбуждают мысль. Первые четыре тома его философии
переведены на русский язык под редакцией Страхова. В настоящее время
готовится издание нового перевода I, II и IV томов и переводятся тома,
посвященные Фихте и Шеллингу. Недавно вышел в свет III том (Кант), в
новом переводе Полилова, Жуковского и Лосского, и VIII-й т. (первый из
двух, посвященных Гегелю, в переводе Лосского); вскоре выйдут в свет
IV-й т. (Кант) и IХ-й т. (Гегель). Кроме того, имеются на русском яз.
VI-й т., посвященный Шопенгауэру, и отдельная книга Ф., вне девятитомной
серии "История новой философии" - "Бэкон Вэруламский и век реальной
философии", а также брошюра "О свободе человека" и ряд интересных
литературных очерков: "Шиллер", "Фауст" Гёте, "Лессинг". Кроме
упомянутых сочинений Ф. написал еще брошюры: "Entstehung und
Entwickelungsformen des Witzes" (1871) и "Shakespeares
Charaсterentwickelung Richard III" (1868). О системе логики и метафизики
Ф. см. статью Kym'a в его "Metaphysische Untersuchungen" и заметку
Siebert'a в его книге: "Geschichte der neueren deutschen Philosophie
seit Hegels" (1898, стр. 60 - 62); подробности о споре Ф. с
Тренделенбургом - в "Kommentar zu Kant's Kritik der reinen Vernunft"
Vaihinger'a. Реплику Ф. на возражения Файингера по этому и по другим
вопросам кантовой теории познания - см. в первом из двух томов,
посвященных Канту (стр. 334 - "Критические прибавления"). Здесь же дана
справедливая оценка схоластическим приемам представителей
"кантофилологии" - этих начетчиков кантовского толка.
И. Лапшин.
|