Фикции - представления и понятия, с которыми мы оперируем таким
образом, как если бы их соответствовало в действительности то, чего на
самом деле не существует - приписываем, напр., предмету качество,
которого он в действительности не имеет, ставим лицо в положение,
которого оно не занимает в действительности, и распространяем на него
последствия этого положения. В юриспруденции часто пользуются Ф. с целью
создать искусственным путем историческое или догматическое основание для
известных юридических правил, которые требуются с точки зрения
справедливости или пользы, но не могут быть обоснованы средствами
действующего права. Особенно распространенным явлением Ф. были в
древнеримском праве, когда претору, несмотря на находившуюся в его руках
власть создавать исключительные нормы, часто приходилось прибегать к. Ф.
для прикрытия новых норм старыми положениями, в видах устранения
открытой борьбы с действующим правопорядком или просто экономии
юридического творчества. По древнему римскому праву римский гражданин,
находившийся в плену, рассматривался как раб, но по возвращении из
плена, в момент возвращения, вновь становился полноправным членом
римского гражданского общества. Согласно с этим правилом гражданин,
умерший в плену, должен был бы рассматриваться как умерший раб; но так
как такая точка зрения извращала все отношения оставшихся в Риме членов
его семьи и по существу ставила их в неравное положение с членами других
семейств, отцы которых могли возвратиться из плена, то была придумана Ф.
(так назыв. fictio legis Corneliae), согласно которой если римлянин
умирал в плену, то это рассматривалось так, как если бы он умер римским
гражданином. В интересах покровительства так назыв. "бонитарной
собственности" создается специальный публициев иск (actio Publiciana), в
котором истец формулой претора ставится в положение давностного
владельца, хотя в его лице давность и не истекла еще. Развитие института
bonorum possessio в значительной мере опирается на actiones ficticiae.
Владелец наследства трактуется в судебных формулах по отношению ко всем
третьим лицам, интересы которых сталкиваются с интересами владельца, как
наследник. Таким образом путем actiones ficticiae защищаются целые новые
институты права. Аналогичные примеры во множестве встречаются в истории
английского права. По мере большего воздействия на гражданскую жизнь
законодательства роль Ф. в юридическом творчестве сокращается. Путем
более широкой концепции закона и более широких приемов толкования в
настоящее время возможно достигать прямым путем того, чего римляне
достигали путем Ф. Исчезая, таким образом, из законодательною и
судебного творчества в современной юриспруденции, Ф. сохраняют еще
некоторое значение в теории, в качестве догматического приема изложении
права ("догматические Ф."). Наиболее ярким примером таких Ф. является Ф.
"юридического лица", принятая, впрочем, и в новые законодательства. По
существу возникающих из него отношений юридическое лицо есть особая
форма обладания - общего обладания, противоположная обладанию
индивидуальному; но юристы, ввиду того, что в основе всего современного
вещного и обязательственного права лежит обладание индивидуальное, а не
общее, рассматривают и отношения, характеризуемые понятием юридического
лица, как отношения индивидуального обладания. Для этой цели на место
действительных обладателей - членов союза, называемого юридическим
лицом, создают фиктивного обладателя - "юридическое лицо", - которого и
рассматривают как индивидуального обладателя общего имущества. Более
широкие точки зрения на природу юридических явлений и здесь, впрочем,
ведут к замене фиктивных представлений истинными. Ср. Мейер, "О
юридических вымыслах" (в "Ученых Записках Казанского Унив." за 1855 г.);
Муромцев, "Гражданское право древнего Рима" (М., 1883); Мэи, "Древнее
право", гл. 2; Дормидонтов, "Классификация явлений юридического быта,
относимых к случаям применения Ф." (Казань, 1895; здесь подробные
указания иностранной литературы предмета). В. Н.
|