Фатимиды (909 - 1171) - халифская династия, производившая себя от
сына Алия и Фатимы, Хосейна (Гусейна), но происходившая, как кажется, от
радикального реформатора секты исмаилитов Абдаллаха ибн-Меймуна Каддаха
или, точнее, от его внука Обейдаллаха Махдия (ум. 934). В 909 г. карматы
доставили Обейдаллаху власть над берберами в северной Африке, а в 969 г.
Джаухар, полководец Фатимид Моызза (953 - 975), завоевал для своего
государя Египет и южн. Сирию, сверг княжескую династию ихшидов и основал
укрепленный город Каир, куда с 972 г. Моызз перенес столицу фатимидск.
халифата. Правление Моызза замечательно материальным и умственным
развитием Египта и славно чрезвычайною терпимостью к иноверцам, что,
впрочем, естественно вытекало из духа исмаилитской секты. К 991 г., при
Азизе (975 - 996), была отнята у хамданидов сев. Сирия, после чего
фатимидский халифат стал простираться от Оронта до Марокко; впрочем,
фатимидский контроль над зап. провинциями (Тунисом и др.) после
перенесения столицы в Каир ослабел, и они сделались фактически
независимыми (туниская династия Зайридов), а Ф. остались собственно
егип.-сир. династией. Хаким (996 - 1021) объявил в 1009 г. указ о
равенстве официально господствовавшего вероисповедания итского
(исмаилитского) с соннитским, но по отношению к евреям и христианам он
резко нарушил исмаилитский принцип терпимости. С 1017 г. полоумный халиф
стал слепым орудием в руках основателей секты друзов и объявил себя
божеством. Его царствование было полно смут и грозило опасностью самому
существованию династии; но сын Хакима 3ахир (1021 - 1036), со своей
теткою-опекуншею Ситталь-мольк, опять восстановил порядок. Последующие
Ф. : Мостансыр (1036 - 1094), Мостали (1094 - 1101), Амир (1101 - ИЗО),
Хафиз (1130 - 1149), Зафир (1149 - 1154), Фаиз (1154 - 1160), Адыд (1160
- 1171). При них Египет иногда подвергался внутренним волнениям, но
большею частью процветал и обогащался морскою торговлей; в Сирии же шли
крестовые походы, противодействие которым выдвинуло династию эйюбидов. В
1169 г. эйюбид Саладин низложил, вместе с своим братом, последнего Ф.
См. С. де Саси, "Expose de la rel. des Druzes" (П., 1838, т. 1);
Фурнель, "Les Berbers" (т. II); Гюйяр, "Un grand maltre des Assassins"
("Journ. Asiat." 1877 и отд.); P. Дози, "Essai sur l'hist. de l'islam."
(П., 1879, гл. IX; печатается дополненный рус. пер. Крымского);
Вюстенфедьд, "Gresch. der Fatimiden-Chalifen" (Геттинген, 1881); А.
Мюллер, "История ислама" (СПб., 1895, т. II, гл. III - IV). А. Крымский.
|