Факт (от латинск. facere делать, нем. Thatsache) - логический термин,
имеющий обширное и не всегда определенное значение. В противоположность
общему, идее, Ф. есть всегда нечто единичное. Ф. есть то основание, на
котором строится теория, то, что требует объяснения, даваемого наукою.
Он должен быть твердо установлен и в таком случае является инстанцией,
которую замолчать или обойти нельзя. Достаточно одного Ф.,
противоречащего теории, для того, чтобы признать ее ложною. Клод Бернар
в своем введении в экспериментальную медицину говорит, что "Ф. сам по
себе есть ничто: он имеет значение лишь поскольку с ним связана идея или
поскольку он служит доказательством чего-либо. Когда новый Ф. называют
открытием, то открытие составляет не Ф. сам по себе, но новая идея, из
него вытекающая; точно также если Ф. что-либо доказывает, то не Ф. сам
по себе служит доказательством, а лишь разумное отношение, которое он
устанавливает между явлением и его причиною. Эта связь или отношение и
составляет научную истину". Все это справедливо; если смотреть на Ф. как
на нечто случайное; но Ф. есть выражение общего закона, и без точного
описания и установки Ф. самый закон найден быть не может; поэтому всякий
Ф. имеет безусловное значение, как точка отправления для теории. В
словаре Болдвина ("Dictionary of philosophy", 1901) мы находим следующее
определение Ф.: "Ф. есть объективно данное, установленное опытом, но
рассматриваемое независимо от того пути, которым оно установлено". В
этом определении понятию опыта придано самое широкое, а понятно Ф. -
самое узкое значение, ибо под Ф. обыкновенно разумеют не только
объективно данное, т. е. предмет, но и субъективно данное в сознании, т.
е. явление. Мы говорим о фактах сознания на ряду с фактами физического
мира; давно прошедшие события мы называем Ф. истории, и даже
мифологические представления или измышления спиритов готовы назвать Ф.
интеллектуальной или нравственной жизни, хотя бы и патологической. Из
этого явствует, что под понятием Ф. подводится весьма разнообразное
содержание, имеющее лишь два общих признака: Ф. обозначает всегда нечто
единичное и с представлением о Ф. связана всегда уверенность в
действительном, реальном существовании содержания известного
представления. Так, для спирита материализованный дух есть Ф., в
реальность которого спирит верит, в то время как для неспирита
материализация есть лишь Ф. сознания верующего, реальным же Ф. является
производимый спиритом обман. Понятие опыта в определении Болдвина
употреблено в значении, противоположном умозрению, т. е. Ф. признается
то, что найдено нашими чувствами, внутренними или внешними, а не путем
длинного ряда умозаключений. Э. Р.
В истории фактами называются главным образом отдельные события
(прагматические Ф.). но то же название распространяется и на все явления
исторической жизни, которые могут быть констатированы. Битва при
Бородине - Ф., но Ф. может быть названо и существование крепостного
права в России до 1861 г. В этом смысле фактам противополагаются мифы
или легенды. Все фактическое содержание истории сводится к прагматизму и
культуре, т. е. к событиям и состояниям, имевшим место в
действительности. О многих Ф. мы знаем непосредственно из исторических
источников, свидетельствующих о их существовании, раз достоверность этих
источников не подлежит сомнению. Есть и такие Ф., о которых источники
молчат, но о существовании которых мы догадываемся или существование
которых должны предполагать, заключая от фактически известных следствий
к неизвестным их причинам или судя по аналогии с тем, что находим в
других местах. Некоторые называют такие несомненно или предположительно
существовавшие, но неизвестные нам Ф. - скрытыми. Наука не может
отказаться от их исследования, тем более, что многие Ф. могут быть
названы скрытыми лишь отчасти, когда, напр., мы не знаем только важных и
существенных подробностей. Теория исследования скрытых Ф. входит в
состав исторической методологии , но разработана она очень мало. В
русской литературе попытку методологии скрытых Ф. сделал С. А. Муромцев
, в "Очерках общей теории гражданского права". Одним из способов такого
исследования является метод сравнительно-исторический . Н. К Факториал -
есть выражение вида х(х - h) (х - 2h)... (х - nh).
Здесь х и h могут иметь произвольные значения, а n есть целое
положительное число. Такого рода выражения имеют большое значение в
исчислении конечных разностей . Для того, чтобы напр. вычислить сумму
f(1)+f(2)+f(3)+...f(n), где f(x) целая функция от х, то сначала
разлагают f(x) по Ф., а потом производят суммирование. Д. С.
|