Фавн (Faunus) - принадлежал к числу древнейших национальных божеств
Италии, хотя многие чисто итальянские особенности его характера и культа
сгладились, вследствие отожествления его с греческим Паном. Ф. - добрый,
милостивый бог (от favere - быть благосклонным, отсюда же происходят
имена Faustus, Faustulus, Favonius). В образе Ф. древние италийцы
почитали доброго демона гор, лугов, полей, пещер, стад, ниспосылающего
плодородие полям, животным и людям, вещего бога, древнего царя Лациума и
родоначальника многих древних фамилий, насадителя первоначальной
культуры; при этом, наряду с единым личным божеством, верили в
существование многих однородных и одноименных с ним демонов, в которых
были воплощены атрибуты самого Ф. Подобно Сильвану, Ф., как лесной бог,
живет в чащах, уединенных пещерах или близ шумящих источников, где он
предсказывает будущее, ловит птиц и преследует нимф. С человеком он
сообщается или во сне, или издали, пугая и предостерегая его лесными
голосами; он же внушает так называемый панический страх как путникам,
так иногда во время войны и неприятелям. Он бродит в лесах невидимым
духом: в связи с этим собака, которой приписывали способность видеть
духов, была посвящена Ф. Являясь человеку во сне, Ф. нередко мучит его
кошмаром: против этого употреблялись особые корни и мази, особенно
корень лесного пиона. Особенно береглись фавнов женщины, которых бог
преследовал своей любовью; отсюда эпитет его Incubus. Особым
покровительством Ф. пользовались стада: он способствовал их размножению
и оберегал их от волков. В этом смысле он назывался Lupercus, - именем,
с которым связано и название справлявшегося в Риме в честь Ф. праздник а
Lupercalia . Кроме Луперкалий, в честь Ф. были установлены два
праздника: весенние Фавналии (Faunalia), приходившиеся на 13 февраля, и
зимние фавналии, справлявшиеся 5 декабря. В деревнях в честь Ф.
совершались ежемесячно жертвоприношения. Как вещий бог, Ф. давал свои
предсказания во сне: в этом смысле он называется Fatuus или fatuelus.
Оракулы Ф. были приурочены к рощам. Судя по описанию, которое дает
Овидий (Меtamorph, IV, 644 и след.), Нума, желая получить прорицание Ф.
и предварительно очистив себя воздержанием, отправляется в рощу и здесь
закалывает двух овец - одну Ф., другую богу сна. Затем, дважды окропив
себе голову водой из источника, сплетя два венка из буковых листьев и
помолившись, он ложится на растянутые шкуры жертвенных животных и ночью
во сне получает желанное откровение. Подобные же сведения сообщает и
Виргилий в VII кн. Энеиды (79 - 95). Как бог предсказаний, Фавн считался
родоначальником песни, отчего и самый размер древнейших римских
стихотворений называется Сатурновым или Фавновым. В Лации Ф. почитался,
как царь аборигенов, внук Сатурна, сын Пика, отец Латина (от нимфы
Марики), мудрый и справедливый правитель; правление его предшествовало
царскому периоду и составляло первую эпоху распространения культуры в
стране. В этом сказании отразилось воспоминание о тех временах, когда
Италия изобиловала лесами и первобытные племена ее населяли лесные
просеки. На древность культа Ф. указывает тот факт, что местами этого
культа были не столько храмы, сколько поля, пещеры, рощи, и Ф. почитался
в образе не идолов , а тотемов растительного и животного царства.
Антропоморфические изображения Ф. принадлежат позднейшему времени и
заимствованы у греков: Ф. представляется либо в образе Пана, либо в
образе Силена или Марсия, Фавны же - в образе Панисков. Кроме
луперкальского святилища; в Риме существовали два храма Ф. : один на
Авентине, другой на Тибрском о-ве. Фавна, дочь (или жена) Ф.,
представляет собою женскую ипостась названного бога. Подобно ему, она
была вещей богиней и называлась Фатуей; в тоже время она принадлежала к
числу богинь женского производительного начала и, как таковая,
отожествлялась с Майей или Доброй богиней (Bona dea). Ср. Motty, "Do
Fauno et Fauna sive Bona dea enisqne mysteriis" (Б., 1840); Preller,
"Romissche Mythologie" (1 т., Б., 1881, стр. 379 - 392). Н. О.
|