Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 - 86) - знаменитый московский
иконописец, происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому,
очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так
как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские "жалованные"
(т. е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при
Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было "знаменить", т.
е. делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового
обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных
изделий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить
карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме
того, образа для двора, церквей и частных лиц, причем приобрел вскоре
известность лучшего на Москве иконописца. С переводом У. на службу из
Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности
расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских
мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя
Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их
поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в
довольстве и почете. Икон, писанных У., дошло до нас довольно много, но,
к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и
реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные,
можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение
окружено композициями на темы акафиста Пресв. Богородицы (наход. в
церкви Грузинской Божьей Матери, в М.), Владимирской Богоматери с
московскими угодниками (там же), св. Феодора Стратилата (у могилы царя
Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в
соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествие Св. Духа (там же) и на
икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в
Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы У.
свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени,
художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней
техники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, в
которых она находилась до его появления. Оставаясь на почве исконного
русско-византийского иконописания, он не относился равнодушно к
западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось
в XVII стол. на Руси, писал и древним пошибом, и в новом. так назыв.
"фряжском" стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и, вместо
рабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображения
окоченелых, неестественных фигур, изобретал новые композиции,
присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать
фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно,
лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости
искусства от церкви и от требований русского быта. В круг занятий У.
входило изготовление рисунков для граверов. Д. Ровинский в своем
"Подробном словаре русских граверов" указывает на два офорта,
исполненных им самим. Ср. Г. Филимонов, "Симон У. и современная ему
эпоха русской иконописи" (Москва, 1873).
А. С - в.
|