Усыновлениие (юрид.) - искусственное создание потомства путем
установления юридических отношений, подобных отношениям родителей и
детей, к чужому ребенку. Институт имел особую важность в древнейший
период жизни народов (см. выше). Когда о потомстве не могло более быть
речи, или когда тяжкая болезнь главы семьи, еще не имеющего наследников,
грозила прекратить его жизнь, он заботился о передаче всех прав своих
над семьей постороннему, избранному им лицу; У. заменяло здесь
завещание, потребности в котором, в его чистом виде, тогда еще не
существовало . Необеспеченность, в те времена, частной воли после смерти
лица, ее выразившего, заставляло заботиться о гарантии У. путем
привлечения к участию в нем других членов общины. Отсюда совершение У. в
народном собрании. Римская arrogatio, напр., совершалась в народном
собрании по куриям, с участием понтифексов. Позднее понтифексы и
народное собрание входят в обсуждение сделки У. по существу, с точки
зрения соответствия ее другим законным требованиям и интересам
усыновляемого, если у него было имущество, переходившее к усыновителю.
Древнейшая форма относится к У. лица самостоятельного (persona sui
juris), которое только и могло быть преемником главенства в семье.
Впоследствии, когда У. теряет значение передачи семьи и хозяйства
чужеродному главе и становится простым актом принятия в семью чужих
детей (в том числе малолетних и женщин), создается новая форма (adoptio
в тесном смысле), построенная по обычному римскому типу искусственных
римских сделок и представлявшая соединение эманципации из-под прежней
власти отца путем троекратной или однократной (для женщин) продажи
ребенка с in jlire cessio, которою утверждалась власть нового главы
семьи. Древнегерманская аффатония, где соединение У. с завещанием
выступает совершенно отчетливо, состояла в том, что наследователь, в
судебном заседании общинного сотника (thunginus), передавал свое
имущество торжественным образом доверенному лицу (Solmann), с
обязательством через 12 месяцев после смерти наследователя передать это
имущество, в присутствии короля или народного собрания, избранному и
теперь же усыновляемому им или усыновленному раньше, путем посажения к
себе на колени или привлечения на грудь, преемнику. Слово affatomire и
означало акт посажения на колени; название этим именем первоначального
завещания указывает на тесную связь обоих актов. Акт передачи имущества
путем У. на первых порах имел, по-видимому, безусловное значение:
усыновленный тотчас становился преемником усыновителя и мог устранить
его от управления имуществом в случае выздоровления его от болезни,
опасение смертельного исхода которой часто было поводом к У. Отсюда,
позднее, передача имущества не прямо усыновляемому, а посреднику.
Впоследствии и в Германии У. становится простой частной сделкой,
лишенной торжественности, хотя и обставленной известными условиями,
касающимися интересов детей усыновителя (требовалось их согласие) и
усыновляемого. В современном западном праве У. допускается только в
интересах удовлетворения родительского чувства для лиц, не имеющих
детей. При наличности собственных детей У. не допускается (герм. улож.);
по некоторым законодательствам можно усыновить только одного, а не
нескольких детей, или последнее возможно по особым мотивам (прибалт.
код.). В России разрешается усыновлять только "своих воспитанников,
приемышей и чужих детей" (145 ст.). Эта статья, оставшаяся неизменной и
по издании нового закона об У. 1891 г., сначала была толкуема сенатом в
смысле удержания и в этом законе запрещения У. своих незаконных детей.
Новыми решениями это толкование отменено. Между усыновителем и
усыновляемым должно быть, по требованию законодательств, такое отношение
возраста, чтобы они и по естественному порядку могли находиться в
отношении отца и сына: по герм. и русскому праву требуется, чтобы
усыновитель был по крайней мере на 18 лет старше усыновляемого. В
Германии, кроме того., требуется, чтобы усыновитель достиг такого
возраста, когда надежда иметь своих детей потеряна, а именно 50 лет. В
России усыновитель должен иметь по крайней мере 30 лет от роду.
В. Н.
|