Уистлер (Джемс-Аббот-Мак-Нейль Whistler) - английский живописец и
гравер, родом североамериканец ирландского происхождения, род. в
Бальтиморе, в 1834 г., но провел свое детство в России, где его отец,
инженер, служил при постройке Николаевской жел. дороги; по смерти отца
он возвратился в Америку, готовился в военную службу, но влечение к
искусству побудило его отказаться от военной карьеры. С целью довершить
полученное еще на родине художественное образование, он приехал в 1855
г. в Англию, вскоре после того перебрался в Париж и стал изучать
живопись в мастерской Глейра. Здесь явилась в свет первая серия его
офортов, под заглавием: "The litle french set" (1858). Как живописец, он
сперва не имел успеха в парижской публике, и его картины не
удостаивались принятия в тамошние годичные солоны. Это заставило его, в
1874 г., переселиться в Лондон и сделать там выставку своих
произведений, которые сразу обратили на него общее внимание, как на
художника весьма талантливого и крайне оригинального. У. живет и
трудится в Лондоне. Он пишет портреты, отчасти жанры, пейзажи и морские
виды - картины преимущественно небольшого размера, которые называет
"нотами", "аранжементами тех или других тонов", "симфониями",
"ноктюрнами". Такие названия вполне идут к его произведениям, потому что
он главным образом задается в них, так сказать, музыкою красок, а именно
сопоставляет какие-либо 2 - много 3 - господствующие колера, напр. белый
и черный, голубой и серебристо-серый, зеленый и телесный и т. д. играет
их нюансами и создает эффектное, гармоничное целое, не столько
передающее действительность, сколько вызывающее в зрителе поэтическое
настроение. Сюжет, обыкновенно несложный, и рисунок, вообще исправный,
но неразработанный в подробности, играют в этих произведениях роль,
подчиненную их колористическому впечатлению. Своеобразность и
талантливость У. приобрели ему множество поклонников как в Англии, так и
на континенте. Из картин его пользуются известностью в особенности:
портреты леди Арчибальд Кемпбелл (1863), матери его самого (1874),
историка Карлейля (1873), "Белой дамы" (1863) и скрипача Саразате
(1885), виды с Вэстминстерского моста ночью" (1863) и "Старого
Баттерзейского моста в Лондоне, "Фейерверк", "Морской ноктюрн" и
некоторые друг. Не менее, чем картинами, У. известен своими рисунками
для книжных заставок, виньеток для пригласительных билетов и проч., а
также мастерскими гравюрами; последних насчитывается до 214, сверх
вошедших в четыре сборника: в вышеупомянутый "The litle french cet", в
"The Tames set" (1871) и в два выпуска "Venice" (1880 и 1887).
А. С - в.
|