Тьеполо (Джованни-Баттиста) - итальянский живописец, род. в
Кастелло-ди-СанПьетро, близ Венеции, в 1696 г., учился у Грег.
Ладзарини, но окончательно образовался под влиянием Дж.-Б. Пьяццетты и в
особенности через изучение произведений П. Веронезе, которому потом
подражал в своих многочисленных стенных и плафонных фресках. Вначале, до
1750 г., усердно трудился над украшением живописью церквей и
аристократических палаццо Венеции и соседних с нею мест, а затем, будучи
приглашен архиепископом гр. Шенборном в Вюрцбург, в течение трех лет
написал там несколько колоссальных фресок во дворце этого прелата
("Олимп" и "Четыре части света", на лестнице, и "Бракосочетание Фридриха
Барбароссы" в императорском зале). По возвращении своем в Венецию, в
1755-58 гг. был директором тамошней академии худ., в 1761 г. отправился
к испанскому королевскому двору в Мадрид, выказал и там свою необычайно
плодовитую артистическую деятельность и умер в 1770 г. В истории
живописи, Т. занимает весьма видное место, как последний крупный
представитель венецианской школы: богатство его фантазии, находчивость в
композиции и ловкость фактуры поразительны; колорит его ясен и блестящ,
рисунок смел и изящен, хотя не всегда правилен. Сын своего времени, он
невольно платил дань господствовавшему тогда стилю бароко; в отношении
благородства замысла и глубины чувства он уступает своему первообразу,
Паоло Веронезе, но нисколько не ниже его по роскоши красок и общему
декоративному эффекту. Из монументальных произведений этого мастера,
сверх вышеупомянутых вюрцбургских фресок, особенно замечательны: плафон
в церкви дельи-Скальци, в Венеции ("Перенесение Святого Дома в
Лоретто"); "Эпизоды из истории Клеопатры и Антония", в палаццо Лаббиа, в
Венеции; "Сцены из ветхозаветной истории", в епископском дворце, в
Удине, и фрески в мадридском королевском дворце ("Провинции Испании и
Индии"). Картины Т., писанные масляными красками, встречаются почти во
всех главных музеях Европы. В Имп. Эрмитаже - их две: "Пир Клеопатры" и
"Меценат представляет изящные искусства Августу". Некоторые из своих
картин, а также свои фантастические композиции и художественные шалости
("Scherzi di fantasia" и "Capricci") Т. прекрасно гравировал крепкой
водкою. Его сыновья, Джованни-Доменико (1726-95) и Лоренцо (род. в 1728
г.), известны - первый отчасти как живописец, подражавший своему отцу,
главным же образом как искусный гравер, а второй - как помощник отца при
его работах в Испании и некоторых других местах. Ср. Molmenti, "Il
Carpaccio ed il Tiepolo" (Турин, 1885) и Leitschuh, "Giovanni Battista
Tiepolo" (Вюрцбург, 1896).
А. И. С-в.
|