Тромбон (trombone, увеличительное от tromba - труба; Posaune - нем.)
- металлический инструмент, имеющий вид большой, согнутой овалом
металлической трубы. В верхней ее части помещается мундштук, т. е.
чашечка в виде полушария, через которую исполнитель вдувает воздух.
Нижний загиб Т. отрезан и может свободно двигаться вверх и вниз по
главной трубке. Подвижная часть Т. называется кулисой. От выдвигания
кулисы звук понижается, а от вдвигания - повышается. Т. бывают различных
величин и, следовательно, различных звуков объемов: альтовый Т. в es,
теноровый - в b, басовый в - f или es. Написанные для Т. партии звучат
как пишутся. Объем альтового Т. (trombone alto) от ля в большой октаве
до ми бемоль во второй октаве. Этот Т. более других способен к быстрому
исполнению. Теноровый Т. (trombone tenore) имеет объем от ми в большой
октаве до си бемоль в первой октаве. Этот Т. наиболее употребительный из
трех Т., как звучный и сильный. Благодаря своему объему, он часто
заменяет в оркестре басовой или альтовый Т. Тембр на всем протяжении
инструмента хорош, в forte звук блестящ, в piano - благороден. Партии
этого Т. не следует придавать большой подвижности. Басовый Т. в f (или
кварт басовый) и в es (или квинт басовый) имеют объем первый от contra
si до fa в первой октаве, второй - от contra ля до ми бемоль в первой
октаве. Инструмент мало подвижный, тяжелый (вследствие больших
размеров), утомительный, хотя его звук могучий, но нередко басовый Т.
заменяется в оркестре теноровым. Партия альтового Т. пишется в альтовом
ключе, а высокие ноты в скрипичном, тенорового - в теноровом, басового -
в басовом. Нередко, однако, все партии трех Т. пишутся на одной нотной
системе в ключе fa. Применяя все три Т. вместе, следует стараться, чтобы
они двигались одновременно и составляли гармонические, консонирующие
сочетания. В сжатом расположении Т. дают сильную звучность, в широком
звучат мягче. Соло для Т. в оркестре применяется редко. К этой цели
более подходит теноровый Т. В новейшее время стали применять
контрабасовый Т., объем которого от contra ми до ре первой октавы. Т. с
тремя вентилями не имеют кулисы, так как с помощью вентилей добывается
хроматическая гамма. Благодаря вентилям, техническая сторона игры на Т.
стала легче, но тембр потерял в чистоте и благородстве звука. Теноровый
Т. с четырьмя вентилями имеет объем от contra си бемоль до си бемоль в
первой октаве. Каждому Т. присваивается название по первой низкой ноте
его натуральной гаммы, но в выше приведенных объемах Т. эти ноты не
упомянуты, как очень трудные для исполнения. Эти низкие ноты называются
педалевыми звуками; каждый из них, вследствие выдвигания кулисы, дает
еще три хроматических педалевых звука ниже.
Н. С.
|