Троице-Сергиева лавра - знаменитая русская обитель, Московская губ.,
Дмитровского у., в 68 вер. от Москвы. Основана св. преп. Сергием около
1335 г. Кругом в то время были глухие леса; не было проезжей дороги и
только узкая тропинка вела в обитель. Уже при Сергии стали селиться
вокруг мон-ря земледельцы; тогда же была проложена и большая дорога от
Москвы в северные города мимо самого монастыря. Обитель принадлежала
Серпуховскому князю Андрею Ивановичу, затем сыну его Владимиру, и при
внуке Василии Ярославиче Боровском перешла к Василию Васильевичу
Темному, великому князю московскому, потому что князь Василий
Ярославович, по словам волоколамского игумена Иосифа, не следовал
примеру предыдущих князей и обирал монастырь. Еще при жизни Сергия
Радонежского внешний вид обители сильно изменился благодаря поступлению
в монастырь смоленского архимандрита Симона "со многим имением". Была
воздвигнута просторная церковь; по ее сторонам правильными линиями
вытянулись кельи, трапеза и другие здания, необходимые для общежития. По
совету константинопольского патриарха Филофея и с благословения
митрополита Алексия, св. Сергий первый ввел на севере России
общинно-жительный устав. Оградой обители служил деревянный тын. В 1408
г. Т. С. лавра была сожжена Эдигеем, но вскоре вновь обстроилась. В 1422
г. воздвигнут второй храм, каменный, над могилой Сергия Радонежского. В
1476 г. построена лучшими мастерами из Пскова новая каменная церковь во
имя Св. Троицы. Во время малолетства великого князя Ивана Васильевича
Грозного монастырь опоясался каменной стеной, для чего в 1540 г.
разрешено было рыть камень и известь даром везде, где они найдутся. Для
ускорения постройки великий князь освободил троицких крестьян на три
года от сбора пошлин, а в 1545 г. - от вспомоществования на казанский
поход. В 1552 г. построены больница и келарские каменные палаты. С
каждым новым царствованием обитель украшалась новым храмом. В последние
годы царствования Михаила Федоровича была составлена опись монастырская.
Из ее мы узнаем, что стена, опоясывавшая монастырь, имела в длину 5511/2
саж., в толщину от 11/2 саж. до 2, в вышину от 2 до 21/2 саж. 12 башен
служили кроме военных целей и хозяйственным; были, напр., погребная,
кузнечная, плотничья башни. На башнях находилось 90 огнестрельных орудий
различных наименований; кроме того 20 орудий стояло над навесами. Внутри
водяной башни помещался котел в 100 ведер, в котором во время осады
лавры Сапегой и Лисовским варили смолу и обливали ею врагов. Внутри
ограды стояли хоромы для царя. Первым игуменом Т.-С. монастыря был
Митрофан, так как препод. Сергий сначала не пожелал взять на себя эту
обязанность; но с 1354 или 1356 г. Сергий стал игуменом и много
потрудился для благолепия обители. Благодаря личности основателя,
монастырь скоро приобрел большую славу и стал играть роль в княжеских
отношениях. Сергий Радонежский "тихими и кроткими словами" много
способствовал возвышению Москвы. В 1356 г. он убедил ростовского князя
подчиниться великому князю московскому, в 1365 г. уговорил
нижегородского князя Бориса Константиновича возвратить Городец согласно
желанию Димитрия Донского, князю Дмитрию Константиновичу. Всем известна
роль Т.-С. монастыря во время Куликовской битвы, где пали два инока
этого монастыря, Пересвет и Ослябя. В 1385 г. св. Сергий помирил
рязанского князя Олега с Димитрием Донским. В 1392 г. Сергий Радонежский
скончался. В 1446 г. князь Можайский, действовавший заодно с Шемякой и
князем Тверским, схватил в Т.-С. монастыре Василия Васильевича и увез
его в Москву, где его ослепили. Т.-С монастырь, как и его основатель,
всегда был на стороне Москвы и ревностно защищал интересы московских
великих князей. В Смутное время он явился оплотом русской
национальности. Он выдержал знаменитую осаду Сапеги и Лисовского и тем
задержал успехи поляков на севере; затем, благодаря своему игуменю
Дионисию и келарю Авраамию Палицыну он вновь влил веру и мужество в
сердца русского народа и много способствовал освобождению России от
иноземцев. Это было самой крупной заслугой монастыря перед русским
государством. Т.-С. монастырь и впоследствии являлся не только местом
богомолья для массы русского народа и русских царей, но служил для
последних охраной в тяжелые времена: сюда бежал Петр, спасаясь от руки
убийц, здесь он черпал средства для своих военных предприятий: Многие
государи делали у монастыря безвозвратные займы. Т.-С. монастырь
превосходил все другие обители своими богатствами. При Сергии
Радонежском монастырь имел небольшие вотчины; при преемниках его число
вотчин, подаренных монастырю и купленных им, сильно возрастает. К 1764
г. число крепостных крестьян, принадлежавших монастырю, возросло до
колоссальной цифры 104939 душ (по другому счету - более 106 тыс. душ).
Кроме того Т.-С. монастырю во многих городах принадлежали дворы и
дворовые места, а также соляные варницы и рыбные ловли; в его ведении
состояли 33 других монастыря. Экономическому процветанию монастыря много
способствовали и льготы от податей и повинностей, льготы в суде и т. д.,
которые жаловались ему государями. До 1625 г. Т.-С. м-рь имел след.
льготы: 1) все крестьяне в вотчинах Т.-С. м-ря освобождались от всяких
податных сборов и земских повинностей, но с 1551 г. они платили ямские
деньги и несли некот. другие обязанности; 2) при продажах, купле для
монастыря пошлин не платили; 3) суд над крестьянами Т.-Сергиева
монастыря, даже уголовный, принадлежал игумену; 4) при смесном суде
участвовали наместник или лицо им указанное, вместе с игуменом; 5) суд
над игуменом по светским делам принадлежал царю или указанному им
боярину; 6) священники и церковные служители освобождались от всяких
даней митрополиту. В 1625 г. данной царем Михаилом Федоровичем грамотой
были произведены следующие перемены: 1) крестьяне платят ямские деньги и
стрелецкий хлеб, несут повинность городового острожного дела по писцовым
и дозорным книгам. ; 2) суд над архимандритом-игуменом принадлежит
патриарху; 3) вызывать монастырских крестьян можно не иначе, как через
пристава; 4) с монастырских исков не брать пошлин; 5) монастырских
стряпчих освободить от пошлин. Благодаря этим льготам, монастырское
хозяйство процветало даже в то время, когда поместное сильно пало;
крестьяне служилых людей перебегали к монастырю и тем возбуждали
ненависть служилых людей к богатой обители. В настоящее время
Т.-Сергиева лавра обладает двумя подворьями в Москве и Петербурге,
земельными угодьями, дачами, прудами; очень большой доход получает она
от множества стекающихся отовсюду богомольцев, но средства ее все же
значительно меньше прежнего. К ней в настоящее время приписаны 14
монастырей. Троицкая лавра представляет из себя теперь целый город: в
ней 11 храмов, множество зданий, принадлежащих собственно лавре; целый
ряд зданий занят духовной академией, которая переведена сюда в 1814 г.;
за оградой построены гостиницы для богомольцев. Главные
достопримечательности: ризница, где хранится множество редкой утвари,
древних дорогих облачений и т. д.; библиотека, где в 1642 г. было 623 т.
т., большею частью все рукописи; вотчинный архив, откуда можно
почерпнуть важные исторические сведения об экономическом положении
многих местностей России, так как вотчины монастырские были разбросаны
по разным нынешним губерниям. Значительное количество документов из
вотчинного архива в 1766 г. было взято в коллегию экономии, но много
осталось еще и в архиве. Почти все постройки лавры являются
достопримечательностями и много говорят о былом. В виду высокого места,
которое занял Т.-Сергиев монастырь среди прочих обителей русского
государства, его давно стали выделять из числа прочих монастырей. В 1561
г. он был поставлен выше всех монастырей московской епархии; в 1702 г. -
вторым после Kиево-Печерской лавры; в 1744 г. получил наименование
лавры. Первоначально во главе монастыря стояли игумены и архимандриты,
затем стали назначать епископов; в настоящее время настоятелем лавры
считается сам митрополит московской епархии.
Г. Лучинский.
|