Триумф (triumphus) во Риме - торжественное вступление в столицу
победоносного полководца и его войска. Т. выработался постепенно из
простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и
из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим
победу. С течением времени Т. стал допускаться лишь при наличности
целого ряда условий. Т. считался высшей наградой военачальнику, которой
мог удостоиться лишь тот, кто имел imperium и вел войну в качестве
главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Т. могли
получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и
пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в
силу особого народного постановления (imperium extraordinarium). Т.
определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в Т., военачальнику
удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это
было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев). Триумф
давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой,
которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило
давать Т. лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов.
Полководец, добивавшийся Т., ждал решения вопроса, будет ли ему дарован
Т., находясь вне городской черты, в виду того, что вступление в город
магистрата, не сложившего еще imperium, не допускалось. Поэтому и сенат
собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в
храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу
специального закона, триумфаторы получали на день своего Т. imperium в
городе. В день, назначенный для Т., участвовавшие в нем собирались рано
утром на Марсовом поле, где в общественном здании (villa publica)
пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный
костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал
вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми
звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку
брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из
слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый
венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице,
запряженной четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего
Т. белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии
белые кони во время Т. стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда
впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница
составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и
магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по
всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из
цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть
шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и
богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел
войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее
составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в
богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так
много добычи, что приходилось растягивать Т. на два, три дня. На особых
носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество
оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов
и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на
которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или
объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были
произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли
драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные
металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны,
особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась
эллинистическая образованность, давали для Т. много художественных
сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки,
поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла
их было около 400, а во время тpиумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом,
Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых
жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно
ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные
пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские
военачальники. Некоторых из пленников во время Т. убивали, по приказу
триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую
эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело
первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и
из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии
Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми
лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие
родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его
головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и
военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором
из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со
всеми наградами, которые они имели. Они восклицали "Jo triumphe" и пели
импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого
триумфатора. Начинаясь на Марсовом поде, подле триумфальных ворот,
шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и
Большой, Maximus), затем по via sacra через форум поднималось на
Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную
жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже
всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда
полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом
и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по
пяти тысяч денариев). Лица; получившие Т., имели право и впоследствии в
праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период Т.
сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось
как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так
и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми
военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода
недоставало одного из основных условий для получения Т. - права вести
войну "suis auspiciis". Сохранив Т. лишь для себя и иногда для своих
ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам
взамен Т. лишь право одевать в торжественных случаях триумфальное
одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей
среди статуй триумфаторов. Последний Т. был, кажется, справлен
Диоклетианом. Менее важную и торжественную форму Т. представляла так
называемая "овация".
Д. Кар.
|