Трепанация - означает операцию пробуравливания кости. В более узком
смысле под Т. понимают вскрытие черепной полости. Кроме бурава, для этой
операции может применяться долото, пила или особый инструмент, носящий
название остеотома. Операция эта была еще известна в глубокой древности
и подробно описана у Гиппократа. Она производится при известных формах
перелома черепа, нарывах и опухолях мозга, в последнее время также при
падучей болезни.
Т. (в доисторические времена и у первобытных народов). - Существуют
несомненные доказательства того, что в самые отдаленные времена, начиная
с неолитического периода, человек уже был знаком с хирургическими
приемами вскрытия черепной полости, с так называемой Т. Свидетельством
этому служат многочисленные черепа, собранные в самых различных местах и
носящие следы искусственного прободения. По некоторым данным можно
думать, что первобытный человек прибегал к Т. даже чаще, чем люди
цивилизованные. Во многих дольменах находили сразу по несколько
трепанированных экземпляров. Из 210 черепов, собранных недавно на о-ве
Тенерифе и описанных Лушаном, оказалось 10 трепанированных, с
отверстиями на лбу, темени, затылке, по средней линии или сбоку; кроме
того, 25 черепов из этой коллекции носят следы неполной операции, -
нарезки в области теменного родничка, происшедшие; по-видимому, от
соскабливания лишних слоев кости. - Первый древний трепанированный череп
был описан Брока в 1867 г. На этом черепе, добытом из мексиканской
гробницы и принадлежавшем индивиду древней расы инков, имелось
четырехугольное прободение, произведенное четырьмя линейными надрезами -
прием, очень близкий к способу Т. в доисторические времена в Европе. Т.
времен неолитического периода была впервые констатирована в 1773-74 гг.,
когда в Лионе д-р Прюньер и некоторые другие ученые демонстрировали
несколько черепов из дольменов Ложери и др. мест с вырезанными в них
круглыми или овальными отверстиями. За открытием Прюньера последовал
целый ряд других во всех частях света. Известные до сих пор случаи
доисторической Т. в России описаны проф. Д. Н. Анучиным в "Трудах IX
археол. съезда в Вильне", 1893 г. Т. удержалась и в позднейшие эпохи, во
Франции, напр.
- до меровигнской эпохи включительно. Как на переживание первобытной
Т. в Европе, сохранившейся до наших дней, можно указать на существование
специалистов трепанеров в Черногории, Корнвалисе. Хорошая коллекция
трепанированных черепов в оригиналах и муляжах имеется в парижском музее
антропологического института. Существовали и посмертные Т., при которой
играли роль мотивы религиозного свойства, например желание носить череп
подвешенным на поясе, в качестве амулета, или желание дать душе,
обитающей в черепе, свободный выход после смерти, как это до сих пор
практикуется среди краснокожих Иллинойса. Что касается до Т. на живых,
то одни склонны видеть в ней сознательный хирургический прием, другие
приписывают ее предположению первобытного человека, что болезнь
происходит от вселения злого духа, которого необходимо изгнать. В пользу
того, что Т. применялась как чисто хирургический прием, говорят
найденные на некоторых трепанированных черепах следы гнойных скоплений
(череп из дольмена Port-blanc), или такие черепа, как из
Mousseaux-les-Bray, которые признаны оперированными после травмы головы.
Литература. P. Broca, "Sur la trepanation du crane etc." (Пap.,
1877); S. do Baye, "La trepanation prehistorique" (ib., 1876); Gr. de
Mortillet, "Races homaines prehistoriques et chirurgie religieuse de
1'epoque des dolmens" (ib., 1877); Nadaillac, "Memoire sur les
trepanations prehistoriques" (П., 1886); Horsley, "Trepanning in the
Neolitic Periode" ("Journal of the Anthropol. Inst.", XVII, стр. 100);
Munro, "The trepanning of the Human Skull in Prehistoric Times"
(Эдинбург, 1891); Д. Н. Анучин, "Амулет из кости человеческого черепа и
Т. черепов в древние времена в России" (М., 1895); Нидерле,
"Человечество в доисторические времена" (СПб., 1898); ст. Филиппа
Сальмона, "Trepanation" в "Dictionnaire de Sciences anthropologiques".
Л. Ш.
|