Трагедия (греч.) - драматическое произведение, изображающее такого
рода страдания героя, в которых проявляются элементы возвышенного, и
притом нравственно-возвышенного. Т. ведет свое происхождение из Греции,
где она развилась из лирической поэзии или дифирамбов. Художественную
форму дифирамбам придал Арион; он же организовал правильный хор из
сатиров спутников Диониса, называвшихся козлами (tragwia); отсюда
название Т. (tragwdia - пение козлов). Дифирамбы эти повествовали о
страданиях Диониса. Дальнейшее свое развитие Т. получила в Афинах.
Изобретателем афинской Т. считается Феспид, так как он, введением
первого актера, сделал первый шаг к преобразованию дифирамба в драму.
Актер Феспида рассказывал мифы, сопровождая свой рассказ выразительной
мимикой и жестикуляцией, и вместе с тем вел разговор с хором. Форма Т.
Феспида была, вероятно, следующая: сначала актер читал пролог, затем пел
хор, а потом следовал диалог актера с хором. При этом актер мог являться
в нескольких ролях подряд, надевая маски, изобретение которых
приписывается тому же Феспиду, таким образом получалась возможность
изобразить частью в прологе, частью в хоре и в диалогах актера с хором,
цельное развитие действия, в котором участвовало несколько лиц.
Нововведение Феспида постепенно совершенствовалось преемниками его
(Херил, Фриних, Аристий и др.). Высшего своего развитая греческая Т.
достигла при Эсхиле, Софокле и Еврипиде. В их Т. участвуют уже несколько
актеров, объем и значение хоровых песен ограничены; сцена
усовершенствована введением декораций, машин и костюмов для актеров. По
воззрениям древних греков, над жизнью людей тяготеет неумолимый рок.
Отсюда возникают противоречия между личностью, ее нравственными
стремлениями или страстями - и слепой силой, управляющей миpoпoрядком.
Нарушение установленного высшей силой порядка составляет вину героя,
независимо от нравственного или безнравственного характера его
стремлений; последствием этой вины являются страдания, которые и
примиряют с героем высшую мировую силу-судьбу, Цель Т., по
Аристотелю-очищение посредством страданий погрешившего против высшей
силы героя. В новой литературе, со времен Шекспира, понятие о
трагическом видоизменилось вместе с новыми представлениями о
нравственном миpoпoрядке. В отличие от древней Т., называемой Т.
объективной или Т. положения и судьбы, новая Т. называется Т.
субъективной или характеров. Здесь трагизм заключается во внутреннем
мире героя, в его полном противоречий характере. Из древних лишь у
Софокла уже видны стремления к индивидуализации героя; в этом отношении
его Т. приближаются к новейшим. О дальнейшем развитии Т. см. Драма и
Русская драма. Ср. Boltz, "Die Idee des Tragischen" (Геттинг., 1836); R.
Zimmermann, "Ueber das Tragische und die Tragodie" (Вена, 1855), Daboc,
"Die Tragik vom Standpunkt des Optimismus" (Гамб., 1885); Glinther,
"Grundzuge der tragischen Kanst, aus dem Drama der Griechen entwickelb"
(Лпц., 1885); Lipps, "Der Streit Uber die Tragodie" (Гамб., 1891);
Siebenlist, "Schopenhauers Philosophie der Tragodie" (Пресб., 1880);
Volkelt, "Aesthatik des tragischen" (Мюнх., 1897, рус. пер. в "Пед.
Сборн.", 1899).
|