Тот (Qout, QwJ, Thoth, егип. Dhowti, сб. Футий) - древнеегипетский
бог луны, времени, премудрости и культуры, первоначально ибис и
предполагавшийся в нем благой и премудрый дух, возвещавший разлитие Нила
и истреблявший вредных гадов. Почитался сначала в Ермополе, но уже со
времени древнего царства культ его распространился по всему Египту, и он
включен в малую илиопольскую эннеаду или причислен сверх комплекта к
великой. Как бог ночного светила, считался "наместником Ра", когда тот
ночью ходил по преисподней; как бог времени, был покровителем
долголетия, престолонаследия и вообще наследства, богом мер и весов,
правосудия и правды; как бог премудрости-изобретателем иероглифов,
автором священных книг, магом, богом библиотек, присутственных мест,
покровителем ученых и чиновников, учредителем финансов, словом -
виновником и покровителем государственного и мирового порядка. Он был
визирем у Осириса и Гора, когда те правили Египтом, был секретарем
богов, возвестителем их воли и протоколистом страшного суда. Последнее
обстоятельство, равно как и лунное значение ставило его в связь с
загробным миром: он был благодетелем покойных, сообщал им знание формул,
необходимых для победы над демонами, переносил их на своих крыльях через
загробные озера, подставлял им лестницы и всячески облегчал переход в
тот мир. И в мире богов он был судьей между Гором и Сетом, присутствовал
при мироздании и своими изречениями содействовал расчленению хаоса и т.
д. Поздние тексты величают его "сердцем Ра", "языком Тума", "гортанью
Амона", "владыкой времен", "дееписателем эннеады"; постоянный эпитет его
- "владыка словес бога" - указывает на него, как на носителя откровения,
посредника между верховным божеством и миром. Эпитеты: "дважды великий"
и "трижды величайший", появляющиеся в поздние эпохи египетской культуры,
соответствуют этому важному значению божества и перешли в греческую
письменность в форме trismegistoV, которую стали прилагать к
отожествленному с Т. Гермесу. Этот Гермес имеет мало общего с
классическим; основанием для сопоставления послужила общая обоим роль
посредника. Главный праздник в честь Т. - 19 числа первого месяца
посвященного этому богу (мес. Т. сентябрь, 19-е Т. - 16-е сентября). В
этот день египтяне вкушали мед и смоквы и произносили: "сладостна
правда". Сохранилось несколько гимнов Т., составленных чиновниками. Ему
были посвящены письменные приборы, на которых часто вырезались краткие
молитвы. Кроме ибиса, его священным зверем был павиан; трупы обоих
животных бальзамировались; сохранилось множество воронкообразных сосудов
с мумиями ибисов, а также саркофаги с телами этих птиц и несколько
павианов, бальзамированных в сидячем положении. В виде этих двух
животных Т. и изображался, при чем сидящий павиан имел на голове лунный
диск. Иногда Т. изображался в виде лунного диска, плывущего на корабле,
иногда в виде павиана, сидящего в этом диске. Весьма часты (в Книге
мертвых и на саркофагах) изображения Т. в виде ибисоголового человека, с
письменным прибором в руках, ведущего протокол страшного суда у весов
или читающего сидящему на троне Осирису благоприятную для покойника
резолюцию. Супругой его была прекрасная Сефхет, богиня счета, измерения
и письма; иногда символически его супругой называется отвлеченная Маат,
иногда Нехемаут - богиня музыки и магии, изредка Мехтуэрт - богиня
мировой материи. См. Pietschmann, "Hermes Trismegistos" (Лпц., 1875);
Тураев, "Бог Т. Опыт исследования в области истории египетской культуры"
(1898).
Б. Т.
|