Тон (в живоп.). - Физическая характеристика цвета, принадлежащего к
простым или основным цветам, определяется его местом в солнечном
спектре, степенью его чистоты (т. е. примесью к нему белого света,
большей или меньшей силы, или же полным отсутствием всякой примеси) и
степенью его светлоты. Большинство красок, употребляемых в живописи,
очень различаются цветом от спектральных, и только некоторые краски
приблизительно подходят к цветам спектра. Тем не менее можно почти все
краски разделить на группы, которых наименования одинаковы с названиями
спектральных. Так, напр., крапплак, киноварь и жженая светлая охра -
могут быть названы красными, при всем резком различии одной от другой.
Ближе одна к другой - киноварь горная и киноварь китайская, но и между
ними есть различие, которое и называют тоном: обе эти киновари разного
тона. Подобно этому краски темный кобальт (употребляя торговые названия)
и средней светлоты ультрамарин принадлежат к группе синих, но
характеризуются каждая своим Т. Рассматривая те и другие чрез призму,
можно видеть, что цвет, напр., киновари содержит в себе, кроме
соответственного спектрального красного, еще слабые оптические примеси
других, близко к красному лежащих в спектре цветов, что и обусловливает
Т. киновари. Также и Т. зеленых и синих красок происходят от состава
оптической примеси к их основному цвету еще оранжевых, фиолетовых и
других цветов. Очень сложные Т. (напр. коричневые) иногда совсем не
могут быть отнесены по общему впечатлению к какой-либо части спектра. В
картине может господствовать тот или другой Т., а все частные Т. должны
гармонировать между собой. Смотря по впечатлению от Т., ему дают, кроме
общих красочных названий, и множество других: золотистый, серебристый,
спокойный, кричащий, глухой и т. п. Издавна Т. разделяются художниками
на холодные и теплые. К первым относятся все фиолетовые, синие, голубые
и зелено-голубые, ко вторым - красные, оранжевые, желтые и
зелено-желтые; есть зеленые и пурпуровые Т., не причисляемые ни к
теплым, ни к холодным. Так разделяются и спектральные цвета. Они могут
быть изменяемы в отношении силы света, и когда крайности освещения
велики, то и каждый спектральный цвет без всякой примеси изменяется
несколько в Т.: стоит сравнить очень яркий спектр с очень темным. Вообще
Т., как характеристика цвета, обусловливается степенью сложности цвета и
его световой силой.
Ф. П.
|