Тон. - музыкальный термин, обозначающий каждый звук определенной
высоты. Более частые колебания воздуха дают более высокие Т., более
редкие - низкие Т. Этим не ограничивается применение этого термина,
которое обширно и нередко сбивчиво. Т. (Тоnus) есть также расстояние
двух звуков, составляющее большую секунду, полутон
- расстояние в малую секунду. Гамма есть диатонический звукоряд, в
котором звуки отстоят от своих соседних на тон или полутон. Совокупность
звуков, принадлежащих одной и той же гамме и взятых в любом порядке,
также называется Т. Так как существует только одна диатоническая гамма
или тоновая лестница (звукоряд на белых клавишах фортепиано),
заключающая в себе мажорную гамму dо и минорную неискусственную lа (а
также гаммы, называемые церковными ладами), то другие гаммы, построенные
на ступенях хроматической гаммы совершенно так же, как гаммы dо мажор и
lа минор, являются только транспонировкой вышеупомянутых двух гамм, т.
е. их повторением, начиная не со звука do или la, а с другого.
Транспонированные гаммы do и lа носят название гамм с присоединением
названия тоники, с которой каждая из них начинается, напр. гамма 1а
бемоль мажор или fa минор. Транспонированные или перестроенные Т.
следовало бы скорее называть строями или тональностями (Tonart), но в
обычай вошло называть как Т. do majeur
- la mineur, так и все тоны, происшедшие от их транспонировки (напр.
Т. re bemol majeur - si bemol mineur, re majeur - si mineur, mi bemol
majeur - do mineur, всего 12 мажорных и 12 минорных), тонами, строями
(Tonart, mode, ton, tono) или ладами; последний термин скорее относится
к церковным ладам, получившим в России название гласов (tonus или modus
ecclesiasticus). Существует еще термин, заменяющий термин Т. - это вид
(Tonart). Мажорные и минорные наклонения в тонах называются родами
(Tongeschlecht): Т. do majeur называется видом do, мажорного рода, Т. la
mineur - видом la, минорного рода. Такая терминология применяется реже;
она встречается, напр., во "Всеобщем учебнике музыки" Маркса, изд. под
редакц. А. С. Фаминцына.
Н. С.
|