Тир (от семит. "Цорь"=скалистый о-в - знаменитый финикийский город,
один из крупных торговых центров в истории. Основание его возводилось к
богам. По легенде, Усоос приплыл на бревне к острову, водрузил два
ментра и оросил их кровью жертвенных животных. По другому преданию, о-в
плавал по волнам; на нем были две скалы и между ними маслина, на которой
сидел орел; он должен был остановиться, когда кто-либо приплывет к нему
и принесет в жертву орла. Это сделал первый мореплаватель Усоос, и о-в
был прикреплен ко дну. Геродоту говорили местные жрецы, что город их
основан XXIII в. тому назад, т. е. в половине XXVIII ст. до Р. Хр.
Древнейшее упоминание Т. - в телль-эльаморнской переписке. Князь Т.
Адимильку в униженных выражениях просит у своего сюзерена помощи против
Сидона и Амореев; его заперли на о-ве, у него нет ни воды, ни дров. В
папирусе Anastasi I (XIV в.) Т. упоминается как большой "город в море, к
которому подвозят воду на кораблях и который богат рыбой более, чем
песком". Древнейшее поселение находилось действительно на о-ве; на
материке были только предместья и кладбища; имя материкового Палетира
("древний Т.") основано на недоразумении. Воды на о-ве не было; она была
проведена из Рас-эль-Аин к берегу, откуда ее доставляли на кораблях в
город (остатки водопровода сохранились до сих пор между Телль-Машуком и
Рас-эль-Аин); во время осады приходилось собирать дождевую воду в
цистерны. О-в имел две гавани - Сидонскую на С и Египетскую на ЮВ;
последняя теперь засыпана песком и часть о-ва размыта морем. На первое
место среди финикийских городов Т. выдвинулся в XII веке после
разрушения Сидона филистимлянами; в торговле он стал играть главную
роль. Почти все колонии финикян в западной половине Средиземного моря
(Гадес, Утика, Карфаген и мн. др.) восходят к Т.; они признавали его
гегемонию, считали его бога Мелькарта своим и посылали ежегодную дань в
его храм. Утика, пытавшаяся восстать против Т., была усмирена царем
Хирамом I (969-36), известным как устроитель и украситель города и
мудрый политик (дружба с Соломоном). После него были смуты, пока не
вступил на престол узурпатор Иттобал I, брат Иезавели, шурин Ахава
Израильского. При нем Ассурназирпал ассирийский дошел в своем походе до
Нар-эль-Кельба (876); Т. откупился от него дарами. Иттобал основал
Ботрис, для защиты от ассириян, и послал колонию в Ливийскую Авзу. При
его внуке Маттоне I Салманассар II получил дары (842) от Т., а при
следующем царе Пигмалионе был поход Рамман-Нирари (804 и 801), которому
Т. также подносил дары. Тиглатпалассару III Т. уплатил 150 талантов; в
анналах его упоминаются цари Т. Хирам II и Маттон II (738, 734). После
них сидел Элулай или Пюй (728-692), подчинивший отпавших киттийцев и
выдержавший победоносно пятилетнюю осаду Салманассара IV. Саргон
хвалится, что подчинил Т., но Синахерибу не удалось справиться с
Элулаем, который примкнул к коалиции Тахарки и Езекии. При Ассаргаддоне
царь Тира Ваал сначала подчинился Ассирии, потом примкнул к Египту, был
осажден, но, по-видимому, не покорен, хотя на сенджирлийском барельефе
Ассаргаддон и изобразил его вместе с Тахаркой на веревке у ног своих
(берлин. музей). Ассурбанипалу Ваал должен был подчиниться и дать ему в
гарем свою дочь и в заложники - сына. Постоянные осады и войны ослабили
город. Этим воспользовались рабы и произвели бунт, жертвой которого пала
знать; царем был выбран Абдастарт (греч. Стратон). При Навуходоносоре Т.
был на стороне Египта и Иудеи. Вавилонский царь безуспешно осаждал его
13 лет (с 587 г.), при царе Иттобале II. Однако, изнемогшие граждане
решили заключить мир. Царь переселился в Вавилон; на его место посажен
был Ваал II (до 564), после которого в Т. был опять переворот: царская
власть заменилась "судьями" (шофет). Вскоре, однако, противная партия
выпросила из Вавилона царя Хирама III (552532), при котором вавилонское
владычество заменилось персидским. Это владычество Т. сносил спокойно и
поставлял царям большой флот. Отказ пустить в город Александра Вел. для
принесения жертвы Мелькарту повлек за собой семимесячную осаду, с
насыпкой перешейка от берега к о-ву. Тиране защищались отчаянно и не без
успеха; плотина едва ли много помогла бы Александру, если бы ему не
удалось составить большой флот из враждебных Т. финикийских городов.
8000 граждан погибло; царь Азимильк и вельможи:, спасшиеся в храме, были
пощажены, 30000 чел. продано в рабство, но город не был разрушен и еще
17 лет спустя держался 15 месяцев против Антигона, будучи под властью
Птолемеев. Во время эллинизма Т. был одним из центров образованности
(историки Менандр, Дий, Порфирий). В иудейскую войну был против евреев.
Христианство появилось в Т. рано; здесь жил неделю Ап. Павел (Деян. XXI,
3); город скоро сделался епископией (св. Дорофей и др.). В период
гонений некоторые из тирских христиан потерпели мученическую кончину;
при одном Диоклетиане пострадало здесь 156 мучеников. В Т. умер Ориген;
гробницу его показывали еще в VI в. В Абессинию проповедь христианства
занесена была тирянами. В ветхозаветные времена тиряне помогали евреям
построить храм Соломонов. В новозаветные времена первый замечательный
храм при Константине Вел. построен был тирским епископом Павлином и
торжественно освящен в 314 г. Евсевий Кесарийский подробно описывает
другой тирский храм, на ЮВ города, освященный им в 335 г., при чем в Т.
состоялся собор по делу Афанасия Александрийского. В средние века Т. был
одним из главн. городов Востока и играл большую роль, считаясь
неприступным. Только благодаря раздорам среди магометан удалось Балдуину
II покорить его, при содействии венецианского флота (1124 г.); основана
была франкская епархия (Вильгельм, еп. тирский, историк). Город был
богатый и промышленный (стеклянные изделия). Осада Саладина была
безуспешна. В 1190 г. здесь был погребен Фридрих Барбаросса. Разрушен Т.
мусульманами в 1291 г. С этих пор город пришел в упадок, не смотря на
усилия Фахреддина поднять его. В настоящее время стоящий на месте Т. Сур
- хорошенький городок, не имеющий значения, так как торговля перешла к
Бейруту. Вывоз из Хаурана табака, хлопчатой бумаги и жерновов.
Резиденция каймакама. Жителей 6000 (2700 мусульман, 2500 католиков);
большинство православных совращено в унию и получило униатского
архиепископа. Школы и учреждения миссий разных монашеских орденов и
протестантских сект. В 1837 г. Т. сильно пострадал от землетрясения.
Город расположен на С бывшего о-ва, теперь соединенного с берегом.
|