Теофраст оставил большое количество сочинений, из которых до нас
дошли лишь немногие. Нисколько более или менее крупных выдержек из
сочинений приводятся различными древними авторами - доксографами. Дошли
до нас: 1) 9 книг о растения и о их принципах ботаническое сочинение,
равного коему по значению нет ни в древности, ни в средние века; 2) о
камнях - отрывок минералогич. сочинения, трактующий о резьбе камней; 3)
характеры - наиболее известное из сочинений Т., вдохновившее Лабрюера;
представляет попытку индивидуальной характеристики пороков и комических
свойств, написанную, как это доказал Казаубон, под влиянием аттического
сценического искусства (Т. был другом Менандра) и имеющую значение для
изучения аттической сцены; 4) об ощущениях - отрывок из истории физики
Т., в котором изложены теории ощущения, бывшие в ходу до Т., и их
критика; 5) метафизика - отрывок, трактующий о началах бытия,
соответствующий второй книге Аристотелевской Метафизики. Т., в общем,
следовал за своим учителем Аристотелем, стараясь лишь быть его
истолкователем и пополнять его пробелы; по-видимому, естествознание
всего больше интересовало Т. Опыт, для Т., является основой философии. В
логических учениях Т. не отступал от Аристотеля. Вместе с Эвдемом он
ввел в логику учение о гипотетическом и разделительном умозаключении. По
дошедшим до нас отрывочным сведениям, о метафизики Т. нельзя составить
себе ясного понятия; видно только, что некоторые пункты метафизики
Аристотеля затрудняли Т., в том числе и телеологическое воззрение на
природу. Некоторое отступление от Аристотеля замечается у Т. в учении о
движении, которому Т. посвятил особое сочинение. Возражал Т. также и
против Аристотелевского определения пространства. Вместе с Аристотелем
Т. отрицал возникновение мира. В особом сочинении Т. защищал свободу
воли. В этике Т., по сравнению с Аристотелем, придает большее значение
внешним благам; тем не менее, упреки, которыми Т. осыпали стоики за
отступления от Аристотелевской этики, несправедливы. До сих пор хорошей
монографии о Т. и хорошего полного издания его сочинений не существует.
Казаубон (в 1592 г.) написал комментарий на "Характеры" Т. Историей
физики Т. занимался Н. Диедьс ("Doxographi Graeci", Б., 1889, стр. 102 и
след.); ему же принадлежит исследование: "Theoprastea" (Б., 1883).
Э.Р.
|