Теории Канта. С физиологической точки зрения под Т. нужно разуметь
телесную конституцию (слабое или крепкое строение) и комплекцию,
обусловленную, главным образом, качеством, составом и движением крови. С
психологической стороны выражения, характеризующие свойства крови,
применимы к душевным явлениям лишь по аналогии, существующей между игрой
чувствований и желаний и движениями телесными (в которых кровь играет
главную роль). Т. разделяются на Т. чувства и активности, Возбудимость
чувства и активности в свою очередь зависит от повышенной или пониженной
возбудимости жизненных сил (intensio и remissio). Отсюда получаются
четыре Т. Человек сангвинического Т. поражает беззаботностью, легко
увлекается надеждами, придает всякому впечатлению в первую минуту
большую важность, но затем быстро забывает о нем. Он охотно дает
обещание, но не держит слова; он приятный собеседник, нередко не злой
человек, но грешник неисправимый, хотя и способный к сильному, но
непродолжительному раскаянию. Труд утомляет его. Склонный к меланхолии,
наоборот, придает всему, что затрагивает человека, большое значение;
везде он усматривает источники забот и трудности; в противоположность
сангвинику, меланхолик вдумчив. Холерик пылок; он быстро воспламеняется
и сгорает, как зажженная солома. Честолюбие - одна из его особенностей;
он любить господствовать, принимать знаки почета, слушать похвалы,
играть общественную роль. Противодействие его стремлениям, вызывает в
нем страдание. Холерический Т. - наименее счастливый, потому что он
всего более сталкивается с препятствиями. Флегматик - человек со слабой
эмоциональною возбудимостью и слабой наклонностью к действию. В тех
случаях, когда эта медленная восприимчивость все же связана с известной
способностью к действию, флегматик является трудновозбудимым, но
способным дольние сохранять впечатления; он с трудом может быть выведен
из равновесия; легко сживается с другими, не задевая их самолюбия.
Интеллектуализм Гегеля в очень яркой форме отражается на его
замечаниях о Т. Желая, чтобы "все действительное было разумным", Гегель
в своих взглядах на Т. придает чрезмерное значение все нивелирующему
влиянию образования. Различие Т. - говорит он, - теряет свое значение в
то время, когда общее образование подводит под один уровень внешние
особенности поступков и действий. "По мере того, как распространяется
образование, сглаживаются случайные особенности приемов и действии, т.
е. различия Т.; точно также становятся реже и ограниченные характеры,
осмеянные в комедиях менее образованных эпох - напр. легкомысленные,
рассеянные, скупые". Усматривая сущность темперамента в исключительных
особенностях, в которых проявляется деятельности человека и его
отношение к окружающим, Гегель забывает, что эти особенности не
преходящи и случайны, а обусловлены постоянными свойствами
физико-психической организации человека, не легко поддающимися
изменениям под влиянием воспитательных воздействий. См. "философия духа"
395 (русск. пер. Чижова, стр. 73). В классификации Т. Гегель примыкает к
Канту. Вундт устраняет некоторые неясности в кантовской классификации,
характеризуя особенности темпераментов следующей табличкой:
Активность Восприимчивость Сильная Слабая Быстрая Холерик Сангвиник
Медленная Меланхолик Флегматик
Проф. Ф. Лесгафт предлагает анатомо-физиологическое обоснование для
классификации Канта и Вундта. Он определяет Т. как степень возбудимости
организма от внешних и внутренних стимулов и продолжительности реакций
на последовавшее возбуждение и изучает зависимость развития организма,
как в эмбриональный, так и в последующий период, от физико-химических
условий, в особенности от питания. Обмен веществ при питании может быть
более или менее деятельным, в зависимости от состава пищи, от
деятельности образовательных элементов, приносимых кровью, и от влияния
внешних, посредственных (свет, механические и психические деятели) и
внутренних, непосредственных (тепловых) возбудителей. Сверх того, при
питании играет важную роль сила и быстрота, с которой питательная
жидкость прогоняется в теле, что зависит также и от органов
кровообращения, как центрального, так и периферических, т. е. сердца и
сосудов. Сила и слабость, медленность и быстрота, проявляемые человеком
в его восприимчивости и активности, находятся, таким образом, в сильной
зависимости от строения и формы сердца и сосудов. Геффдип вносить в
понятие Т., сверх элементов быстроты и силы, возбудимости и активности;
еще элемент врожденной наклонности к чувству удовольствия или
неудовольствия и, установив три пары противоположностей: удовольствие -
неудовольствие, сила - слабость, быстрота - медленность, насчитывает
восемь Т.: 1) светлый, сильный и быстрый; 2) мрачный, сильный и быстрый
(почти соответствует холерическому 1.); 3) светлый, сильный и медленный;
4) мрачный, сильный и медленный (почти соответствует меланхолическому
Т.); 5) светлый, слабый и быстрый (почти соответствует сангвиническому
Т.); 6) мрачный, слабый и быстрый; 7) светлый, слабый и медленный (почти
соответствует флегматическому Т.); 8) мрачный, слабый и медленный.
Фуйллье исходит в своих взглядах из "протопласматической теории". И
анатомическое строение, и физиологические функции всякого существа
необходимо рассматривать как "созидательные и разрушительные изменения
самой живой материи" - ее интеграцию и дезинтеграцию. От вида и
соотношения этих обоих процессов и зависит Т.: он служит динамической
характеристикой лица, как строение - статической его характеристикой.
Изменения интегральные мы наблюдаем, напр., в росте, дизинтегральные - в
размножении, первые - в ассимиляции, вторые - в диссимиляции. Таким
образом, для классификации Т. надо выяснить соотношение между
интеграцией и дезинтеграцией в организме и, в частности, в нервной
системе. Т. с преобладанием интеграции - Т. сбережения, Т. с
преобладанием дезинтеграции - Т. траты. Это противоположение совпадает с
кантовским делением Т. на чувствительные и активные. Несомненно, что
чувствительные и двигательные функции заключают в себе элементы траты и
накопления, но чувствительная функция в главных результатах
благоприятствует более накоплению, между тем как созидательные процессы
"преобладают в ощущении и восприятии", а также и в чувствованиях.
Наоборот, "хотение и мускульная работа явно представляют собой трату
энергии". Отсюда главное направление: чувствительных Т. -
центростремительное, активных - центробежное. Исходя из этих общих
соображений, Фуйллье устанавливает следующую классификацию Т.: "для
сангвинического (чувствительного, живого и легкомысленного) -
преобладание интеграции благодаря избытку питания, с реакцией быстрой,
мало интенсивной и мало продолжительной; для нервного (чувствительного,
глубокого и страстного) - преобладание интеграции при недостатке
питания, с реакцией более медленной, интенсивной и продолжительной; для
желчного (или деятельного и пылкого) - дезинтеграция, быстрая и
интенсивная; для флегматического (или деятельного и холодного) -
дезинтеграция медленная и менее интенсивная. Из вышеприведенных теорий
особенного внимания заслуживает теория Лесгафта: она представляет
попытку объяснить различия темперамента путем исследования тех
особенностей в строении человеческого организма, которые обусловливают
особенность физиологических отправлении, характерных для данного Т., и
психических функций, связанных с последними. Воззрения Геффдинга
являются только попыткой дать новую классификацию Т., не заключающую в
себе никаких дедуктивных соображений, которые содействовали бы выяснению
причин различия Т. Учение Фуйллье, не смотря на стремления автора
обосновать свои взгляды на широком базисе общих физиологических законов
интеграции и дезинтеграции, представляет ошибку "ложного обобщения". Его
недостатки обстоятельно выяснены в "Revue philosophique" (т. II,
624-633, 1895), в статье Cypio. Cypio указывает на то, что
противоположение Т. "сбережения" и Т. "траты" несостоятельно. Активные
Т. - Т. траты по терминологии Фуйллье - следовало бы назвать не
активными, а обремененными непосильной работой (surmenes). Равным
образом совершенно произвольно утверждение, что чувственные Т. суть Т.
сбережения. В книге Фуйллье заслуживают внимания только отдельные
интересные замечания. Тигенер, в своих "Очерках психологии", вводить
понятие "интеллектуальных Т.", чем весьма затрудняет понимание этого
термина; но у него есть удачные литературные примеры типичных
представителей различных Т., заимствованные у Шекспира: "Гамлет -
меланхолик, Лаэрт - холерик, Фальстаф - сангвиник, молодой Нерси (Генрих
IV, 1 часть) - холерик" ("Очерки психологии", стр. 185). На важное
педагогическое значение изучения Т. указал впервые Лекк. Различие
быстроты и силы восприимчивости и активности детей, обусловленное в
значительной мере прирожденной конституцией ребенка, необходимо
принимать в расчет, чтобы сообщить педагогическим воздействиям
надлежащую гибкость и умело индивидуализировать общие положения. Дэгальт
Стюарт предлагал даже разделение школьных классов на четыре части, чтобы
группировать вместе детей с одинаковым Т. и применять к ним специальные
методы - но это, несомненно, слишком прямолинейный взгляд на дело.
Литература. "О темпераментах", статья А. А. Токарского ("Вопросы
филос. и психологии", 1896, январь; автор настаивает, подобно Геффдингу,
на необходимости в вопросе о классификации Т. принимать преимущественно
во внимание роль чувственного тона), Siebeck, "Geschichte der
Psychologie" (I, 2. 278-289); Локк, "Мысли о воспитании" (стр. 294-295);
Кант, "Антропология" (пер. Соколова, 88); Вундт, "Physiol. Psych. " (II,
422); Геффдинг, "Очерки психологии" (1888, стр. 293); Зибберн, "Psychol.
Patologie" (§ 55); Herz, "Temperamentslarens Historie" (датская
монография по истории понятия о Т.). Немецкая литература о Т. прошлого
века указана и обстоятельно характеризована в книге Дессуара,
"Geschichte der neueren deutschen Psychologie" (т. I, стр. 391,
"Temperamentenlehre", 1897). См. еще Дурдик (чех), "О letoruck" (1880);
Генр. Струве, "О temperamentach" (1864); Лесгафт, "Семейное воспитание
ребенка и его значение" (ч. II) и "Основные проявления ребенка;
темперамент" (стр. 139-165, 1900); Альфр. Фуйллье, "Темперамент и
характер" (перевод Линда, 1896); Nicolas Seeland, "Le Temperament"
(Congres international d'Anthropologie). Можно найти отдельные указания
в сочинениях по психологии, напр. у Лэдда, Тигенера (пер. Чепинской,
60), Фонсегрива (пер. Соколова). О влиянии Т. на страсти см. Летурно,
"Физиология страстей", стр. 133.
И. Лапшин.
|