Темпера (итальянск. tempera, a tempera; франц. a la detrempe) -
употреблявшийся на всем протяжении средних веков способ живописи
красками, смешанными с разжиженным яичным желтком, с разведенным в воде
клеем, с липкой жидкостью, вываренной из обрезков пергамента и (в
Италии) с соком фигового дерева. Этим способом писались образа и
станковые картины на С и З Европы до половины XV стол., - до тех пор,
пока братья ван Эйки, в Нидерландах, не внесли значительных
усовершенствований в живопись масляными красками. В Италии, Т.
продержалась несколько дольше; сперва, преимущественно в Тоскане, при
письме Т. стали отчасти пользоваться средствами живописи на масле, а
потом, когда окончательно выработанные приемы ван Эйковского письма были
занесены, около 1500 г., в Венецию, этот способ совершенно вытеснил Т.
из употребления. Картины, писанные Т., выходили матовыми; для придания
блеска и яркости их колориту, на них наводился род лака, составленного
из смолы, растворенной в эфирном масле. К Т. должно отнести, как одно из
ее видоизменений, способ живописи, существовавший в древности на Руси и
доныне практикуемый нашими иконописцами. В недавнее время бар. Перейра
ввел в употребление для живописи, под названием Т., краски без примеси
жирных и маслянистых веществ; исполненное ими походит на пастель, и,
будучи покрыто лаком, не уступает в силе живописи на масле, а в
отношении неизменяемости и долговечности, по уверению изобретателя, даже
превосходит ее. Ср. Bar. v. Pereira, "Leitfaden der Temperamalerei"
(Штуттгарт, 1893).
|