Теизм. - Т. в широком значении слова называется направление мысли,
противоположное атеизму или отрицанию существования Бога; в узком
значении слова Т. обозначает направление философской мысли в области
теологического умозрения, развившееся преимущественно в немецкой
философии после Гегеля. От деизма, по мнению Кудрявцева, это направление
отличается признанием абсолютной неограниченности Божества и вследствие
этого теснейшей связи его с миром; от пантеизма - признанием Его
личности и отдельности от мира. Главным мотивом, послужившим к развитию
Т., была неудовлетворительность пантеистического воззрения Шеллинга и
Гегеля. Главнейшие представители Т. - Фихте младший, Ульрици, Вирт,
Вейсе, Халибеус, Шварц, Каррьер и Цейзинг. Сущность Т. определена Фихте
младшим следующим образом: "Под Т. мы разумеем общую мысль, что
абсолютное начало, как бы оно ни мыслилось, все-таки не должно быть
представляемо в форме слепой, бессознательной силы; поэтому оно не может
быть подведено под категорию общей субстанции или отвлеченного,
безличного разума, но непременно должно быть мыслимо как личное, само в
себе сущее бытие, для обозначения коего человек не имеет другого
выражения и аналогии, как безусловное сознание. Из этого понятия
абсолютного духа по необходимости вытекает, что мировой порядок столь же
мало допускает идею возникновения из случая, как и идею безусловной
необходимости. Единственное соответствующее мировому порядку понятие -
внутренняя целесообразность... Этот результат эмпирического
миропонимания заставляет философское мышление составить понятие
безусловной основы, полагающей цели, для характеристики которой у
человека нет иных слов кроме совершенного мышления и воли, определяемой
благом". Отсюда ясно, что Т. покоится на допущении возможности познания
Божества; его последователям необходимо показать ложность результатов
критической философии, поскольку она не допускает познание
трансцендентного и, с другой стороны, указать источник действительного
познания Бога. Многие теисты склонны видеть такой источник познания в
чувстве; в этом они сходятся с неоплатониками, утверждавшими
непознаваемость Божества для разума, но допускавшими возможность иного
познания, мистического, т. е. непосредственного созерцания
сверхчувственного. Однако, теист может стоять и за рациональное познание
Божества, как это делал, напр., Кудрявцев. Теистическое направление
мысли не представляется законченным; определение гносеологического его
значения есть дело будущего. Ср. Schaden, "Ueber den Gegenzatz des
theistischen und pantheistischen Standpunkts" (Ерданген, 1848); Mayer,
"The Theimus und Pantheismus" (Фрейбург, 1849); Кудрявцев-Платонов, "Из
чтений по философии религии" (11-й т.; деизм, пантеизм, атеизм, теизм);
Н. Боголюбов, "Теизм и пантеизм" (Нижний Новгород, 1899); Вл. Соловьев,
"Оправдание добра". Э. Р.
|