Тальма (Франсуа-Жозеф Talma, 1763-1826) - знаменитый франц. актер.
Получил прекрасное образование. Отец его,. зубной врач, хотел передать
сыну свою профессию, которой Т. одно время и занимался. В часы досуга он
играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене
Comedie Franеaise в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в число
сосьетеров (пайщиков) театра. По вековой традиции актеры играли героев
различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и
римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине
XVIII ст. актер Лекен и актриса Клэрон восставали против этой нелепости,
но не могли победить силу привычки. Т. настаивал на том, чтобы на сцене
костюмы древних и чужих народностей были строго скопированы с древних
статуй, монет и медалей. Когда он, однажды, появился в таком костюме, на
него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы
совсем статуя!"; другой актер заметил: "уж не простыню ли вы на себя
накинули вместо костюма?" Т. упорно продолжал отстаивать свой взгляд,
между прочим в статье: "Reflexions sur Lekain et sur l'art theutral". Ту
же правдивость Т. старался внести и в дикцию, осуждая излишнюю и
фальшивую декламацию. Приближалась революционная эпоха. На сцену
предполагалось поставить пьесу Мари-Жозефа Шенье: "Карл IХ или школа
королей", переполненную протестами против злоупотреблений и гнета
власти. Главные актеры отклоняли от себя роль Карла, монарха-убийцы, не
желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Т.
взялся сыграть роль, представил Карла жалким орудием в руках его матери
и выказал столько страдали от упреков совести, что его талант в первый
раз был оценен вполне. Пьеса имела громадный успех, к неудовольствию
значительной части старых актеров труппы. Привыкшие к королевскому
режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели помогать их
распространению. Т., наоборот, отдался революционному течению. После
30-го представления драмы "Карл IX", ее сняли с репертуара. что вызвало
сильное возбуждение; дело дошло до дуэли между Т. и актером Ноде. Пьесу
возобновили, но борьба продолжалась: Т. и многие другие актеры покинули
театр и основали свой, в здании Палерояля, в улице Ришелье. Таким
образом французский театр распался: прежний, под названием театра Нации,
ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное
правительство закрыло этот театр и посадило его актеров в тюрьму; они
спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "комитета
общественного спасения", уничтожившему их бумаги. Театр на улице Ришелье
принял название "театра свободы, равенства и братства", а потом театра
республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в
театре улицы Ришелье, который с тех пор и до наших дней продолжает там
свое существование. Во время реакции Т. должен был оправдываться перед
публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще
бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным
перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После
реставрации Т. оставался тем же художником. Выслушивая похвалы и
поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что
сказалось и в интимной его жизни. Т. был два раза женат, сперва на умной
и богатой аристократке. Жюли Каро увлекшейся либеральными идеями и
талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и
политические знаменитости того времени. Впоследствии Т. с ней развелся и
женился на молодой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от
страха в Эрфурте, когда ее супруг должен был перед собравшимися там
монархами говорить революционные стихи из драмы: "Смерть Цезаря".
Умирая, Т. не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его;
он помнил, как за всю его жизнь духовенство недоброжелательно относилось
к актерам. Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не
были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только
потому, что отец их был актер. Это побудило последнего перевести сыновей
в протестантскую школу. Т. обладал прекрасными сценическими данными,
красивой, стройной наружностью и чрезвычайно приятным, гибким голосом.
Он считается преобразователем французского сценического искусства не
только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался сделать
жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации. Лучшими его
ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод. Цезарь, Манлий,
Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса).
В. Крылов.
|