Сю (Eugene Sue, 1804 -1857) - французский беллетрист, сын ученого
врача; много путешествовал в молодости в качестве морского хирурга,
хорошо изучил Испанию, французские колонии, а также морскую жизнь и быт
матросов. Отец его умер, оставив ему миллионное состояние, и С. стал
жить очень широко, отдавшись исключительно литературе. Первые его
произведения - повести и романы из морского быта; самые известные из них
- "Plick et Plock", "Atar Gull", "La Salamandre", "La Vigie de Koat
Ven". Ими создан был совершенно новый род литературы во Франции. С.
проявил очень богатую фантазию в описании моря и морской жизни; замыслы
его оригинальны, драматичны, стиль сильный и яркий. Уже в этих первых
произведениях С. является увлекательным рассказчиком и вместе с тем
проявляет свойственный ему пессимизм, объясняя поступки своих героев
большей частью тщеславием и эгоизмом. В исторических романах
-"Lautreaumont", "Jean Cavalier", "Le Marquis de Letorriere" - С. очень
произвольно обращался с историческим материалом, движимый все более
назревавшей в нем ненавистью к монархии. За историческими романами
последовали бытовые: "Arthur", "Morne au Diable", "Mathilde". В
"Матильде", имевшей в свое время чрезвычайно громкий успех, С. от влекся
на время от философских замыслов и тенденциозного демократизма и дал
яркую картину общественной жизни своего времени, обнаружив большое
понимание действительности. В этом романе, как и в других чисто бытовых
повестях, С. - трезвый реалист, не преувеличивающий дурных сторон жизни,
а с полной правдивостью изображающий сочетание добра и зла в характерах
и поступках людей. Все эти романы составляют, однако, лишь
подготовительный период в творчество С.; его литературная слава основана
не на них, а на общественных романах, написанных в 40х годах. С.
проникся социалистическими теориями, волновавшими тогдашнюю Францию и
подготовившими движение 1848 г.; он стад сторонником философских и
экономических учении Фурье, Ламеннэ, Кабэ, Сен-Симона и Прудона.
Источник всех человеческих страданий он видит в эгоизме общественной
организации. Индивидуальная нравственность обусловлена, по его
убежденно, общественным строем. Все общество виновато в преступлениях и
пороках пролетариата. С. выступает пламенным защитником интересов
низшего класса и страстно обличает аристократию и духовенство, как
виновников страданий народа. Этим духом проникнуты знаменитые в свое
время и переведенные на все европейск, языки романы "Mysteres de Paris",
"Juif Errant", "Mysteres du People". С. писал их в виде фельетонов,
имевших огромный успех. Помимо идейного содержания, романы эти увлекали
драматическим изложением, фантастичностью, сложностью интриги,
драматизмом и неожиданностью бесконечно разнообразных эпизодов. Для
современного читателя романтические вымыслы С., с их полным
пренебрежением к правдоподобности изображенных событий и к
психологической правде, представляют мало интереса, но в истории
литературы романы С. сохраняют значение, как продукты того же течения, к
которому относятся социалистические романы Жорж Занд, "Miserables" Гюго
и др. произведения того же рода. С. написал еще "Les Sept Реches
Capitaux", "Les Enfants de l'amour", "Gilbert et Gilberte", "Les filles
de Cain", "Ferdinand Duplessis", "La famille Geoffroy" и мн. др. В
молодости он сочинил, в сотрудничество с другими лицами, несколько
водевилей и драм ("Le fils de l'homme", "Pierre Le Noir", "Le Secret
d'Etat" и др.), a впocледcтвии переделал для сцены некоторые свои романы
("Lautreaumont" "Juif Errant" и др.). Его избрание в члены
законодательного собрания (1850) напугало буржуазию, встревоженную
событиями 1848 г.; но выдающейся роли в политической жизни ему сыграть
не удалось. 3. Бетерова.
|