Схима великая и малая. - Когда в монашеской жизни развились
злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому
надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и
запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV вселенск, соб.
прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень",
"чин"-, "образ"-, которому стало усваиваться наименование "великого", в
отличие от киновиатов, т. е. общежитейных иноков, получивших название
малого ангельского образа. Для иноков вел. ангельского образа был
обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретов. В VI
в. Иоанн Постник в своем чине покаяния упоминает уже о монахах
великосхимнике и малосхимнике. Указаны были определенные сроки для
перехода из общежития в затвор (четыре года-6 вселенск. соб. прав. 41).
К началу IX века деление монашествующих на 3 степени - новоначальных,
малосхимников и великосхимников - окончательно установилось в практике
восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и
малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники IX в.
содержат к себе чины пострижения в мантию или малый ангельский образ и в
С. или великий ангельский образ. Чинопоследование малой С. отличалось
простотой и краткостью, чинопоследование великой С. - большой
торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения
в великую С. с одной стороны - таинству крещения, с другой - таинству
покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями,
молитвами и обрядовыми действиями. В Poccии разделение монашествующих на
великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий. Века XII, XIII и
XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви
сербских редакций посвящения в С., шедших с Афона и во многом не
походивших на греческий оригинал. В XV в. чин малого ангельского образа
был исправлен по греческим евхологиям. Чинопоследованиe великой С, в
существенных чертах остается согласным с списками XlV в. В XVII в. оно
подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого
образа" выпустили из чина оглашение, произнесете монашеских обетов и
пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение, с возгласом:
"облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в.
встречаются даже такие редакции указов, который выпускают из чина все
три основных его акта; молитвой и чтением Апостола и Евангелия и
ектенией как бы только разрушается желающему носить великий образ и
освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования
великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII
в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение.
Неповторимость крещения привела к мысли о неповторимости монашеского
пострижения: а так как чин великой С. в своих основных частях совпадает
с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось
надобности. Для пострижения монашествующих женщин в великий образ в
русской церкви с XV в. существовал особый чин, не оправдываемый
греческой практикой; он сопровождался омовением ног будущей
великосхимницы. См. архимандрит (ныне епископ) Иннокентий, "Пострижение
в монашество" (Вильна, 1899).
|