Сунна (сонна, сюнна) - арабское слово, означающее "обычай", в
особенности обычай установившийся в мусульманской общине по отношении к
какому-либо религиозному или юридическому моменту. Чаще всего, однако,
"С." является у мусульман синонимом термина "хадис", т. е. означает
предание о Мохаммеде, о его поступках и изречениях. Сам Мохаммед считал
себя обыкновенным человеком и признавал непогрешимость только за
божественным откровением (Кораном); но так как он, по его словам, имел
частые общения с Богом, то для верующих естественно было заключить, что
и все личные действия и мнения пророка заслуживают подражания, должны
сделаться С., законным обычаем. Восточный человек требует от религии не
только разрешения догматических или этических запросов: он ждет от ее
практического руководства и в области гигиены, и в области повседневных,
обыденных поступков, хотя бы даже таких, как способ стрижки волос и т.
п. Божественное откровение, содержащееся в Коране, не дает ответа на все
мельчайшие запросы жизни: Коран даже догматическую сторону религии не
вполне ясно формулирует; отсюда необходимость собирать предания о
Мохаммеде, указывающие, как он сам поступал или советовал поступать в
каком-нибудь житейском случай, или как он толковал известное откровение
Корана. Эта необходимость почувствовалась тотчас же после его смерти, и
еще более - со времен Османа, когда обострилась борьба сект, а ислам
успел уже широко распространиться среди персов, которые, в
противоположность индифферентным арабам, особенно живо испытывали
потребность представить себе догматы новоусвоенной религии в стройных,
систематических формулах и точнее определить практические, житейские
предписания Корана, возникшие в совершенно чуждой для персов варварской
арабской обстановки. Обращались за справками к друзьям и сподвижникам
Мохаммеда (сахабам): Абу Хорейре (ум. 677), Орве, Икриме и многим
другим, а те давали сообщения не только истинные, но и сознательно
вымышленный, что, напр., видно из чудесных, физически невозможных
подробностей (имам Шафий, ум. в 820 г., прямо признавал, что обман,
содействующий славе и росту ислама, нравственно дозволителен). Слушатели
сахабов (у одного Абу Хорейры их было до 800), ученики слушателей и т.
д., люди разных национальностей, преимущественно персы, продолжали
хранить усвоенные хасиды и изобретать новые, посредством которых иногда
сознательно, а чаще бессознательно производилось примирение грубоватой
догматики Корана с более тонкими и более философскими доктринами прежней
религии новообращенных покоренных народов и приноровление предписаний
полукочевого, первобытного ислама к нормам развитой, цивилизованной
жизни. В короткое время мусульманский мир наполнился необъятной массой
преданий; они сплошь и рядом противоречили духу Корана, противоречили
одно другому - и в то же время претендовали на законодательную силу в
области существеннейших пунктов мусульманского вероучения и самых важных
юридических отношений. Хранились предания профессиональными
передатчиками (мохаддисами), очень часто самозваными и всегда
бесконтрольными, и сообщались устно; каждое предание должно было
сопровождаться иснадом (букв. "опорой"), т. е. цепью имен передатчиков
("это я слышал от такого то, а тот от такого-то, и т. д., а последний -
от такого-то сахаба"), и хадис без иснада считался не имеющим законной
силы. С течением времени иснад делался длиннее и труднее для устного
запоминания, так что в конце I в. Гижры при изучении хадисов допущены
были вспомогательные записи; из таких записей разного содержания,
сгруппированных около имени одного какого-нибудь передатчика (это так
паз. "моснады") или касающихся одного какого-нибудь пункта, слагались
целые тетради, чуждые научной систематизации или критики. В виду
общественной важности хадисов халиф Омар II (717-719) - один из тех
немногих Омейядов, которые принимали к сердцу интересы ислама, - задумал
составить свод хадисов и упорядочить их, но кратковременность его
царствования помешала ему что-либо сделать. Задача эта была осуществлена
имамами - отчасти арабами (как Малик), а больше персами, которые
собственно и создали мусульманскую догматику. "Торная тропа"
(аль-Моватта), Медика ибн-Анаса (715 - 795), старавшегося быть очень
строгим в выборе предание, считается у мусульман первым, по времени,
каноническим сборником хадисов. "Торная тропа" не есть специально
сборник преданий о Мохаммеде: это - целый corpus juris, источник так
наз. маликитского права, где почти при каждой главе, сверх выписок из
Корана и сообщений об установившейся мединской практике, приводятся
соответствующие юридические хадисы. Второй, и притом знаменитейший
канонический сборник хадисов составлен имамом Абу-Абдаллахом аль-Бохери
(810-870) около 840, г, и называется "Сахых" (="Истинный"). Это -
исключительно сборник преданий, юридических, обрядовых, исторических,
этических; они расположены систематически, по главам, преимущественно в
том же порядке, как и юридические сочинения (очищение, молитва, весть и
т. д.). Число преданий, собранных Бохарием во время его многолетних
странствований по мусульманской Азии, достигало 600000, но он внес в
свой "Сахых" только 7275, признанных им за подлинные. Критерий
подлинности у Бохария - самый примитивный: для него важно не содержание
предания и его соответствие с Кораном и историей, а иснад, и если в цепи
передатчиков названы исключительно авторитетные имена, то такое предание
признается за неподдельное. Современная европейская наука видит в
громадном большинство преданий "Сахыха" несомненную подделку (в Европе
"Сахых" изд. Крель, Лейд., 1862-1868; вост. изд.
- Булак, 1280, 1282, Каир, 1305, 1307, 1312, Дели, 1270, 1289,
Бомбей. 1269 и т. д. : комментарий - Навави; статья Креля - в "Z. D. М.
G.", IV; Гольдциэр, "Muhamm. Studien", т. II, 235-245). Ученик
аль-Бохария, Мослим Нишабурский (817875), из 300000 собранных им вновь
хадисов признал за подлинные 12000 и составил из них сборник, тоже под
заглавием "Сахых". У Мослима, в сущности, дан такой же материал, как и у
Бохарии, но извлечен он из других источников; в распределении материала
видна более значительная самостоятельность, чем у Бохария, и меньшая
зависимость от системы фыкха (юриспруденции); большая теоретическая
самостоятельность целой работы заметна и в введении, где обстоятельно
изложены воззрения Мослима на предания (изд. в Калькутты, 1265; Каир,
1282 и сл., с комм. Навави). Сборники Бохарии и Мослима известны под
общим именем "Сахыхани", т. е. "Два Сахыха", и пользуются высшей,
неоспоримой каноничностью во всем правоверном мусульманском мире
(впрочем, Азия предпочитает Бохария, а сев. Африка - Мослима). Менее
авторитетны, но тоже каноничны и тоже имели большое влияние на
внутреннее развитие ислама четыре других сборника преданий, составленные
еще некритичнее (опять-таки персиянами): 1) "Сонны" (т. е. юрид.
предания) - АбуДауда Сиджистанского (817-888), где за подлинную
принимается всякая С., если она не отвергнута всеми авторитетами
единогласно; эти "С." составляли обоим "Сахыхам" довольно сильную
конкуренцию до IV в. Гижры (изд. в Каире, 1280, Лукно, 1888, Дели, с
глоссами, 1890); 2) "Аль-Джами'аль-кабир" (=Большой Сборник) - Мохаммеда
Абу-Исы Тирмизи (ум. 892), ученика Бохария; Тирмизи включает в свой
"Джами" всякое предание, которым пользовался какой-либо авторитетный
законовед, но отмечает также, что говорят по данному пункту законоведы
других толков; таким образом его "Джами" - важнейший источник для
изучения различий между толками (изд. в Дели, 1844-49; Булак, 1292; см.
Гольдциэр в "Z. D. М. G.", XXXVIII, 671 сл.); 3) С. Абу-Абдеррахмана
Несапа (830-914) - полны тончайших мелочей и подробностей, особенно в
главах об обрядности, где, например. по поводу каждого незначительного
молитвенного жеста и положения приводится ряд изречений, вложенных в
уста пророка (Дели, 1850; Каир, 1312); 4) С. Мохаммеда Казвинского, по
прозвищу ибн-Мадже (824-886), крайне некритические; они были признаны за
канонические только в VI в. Гижры, да и то не всеми (изд. в Дели, 1282,
с коммент. 1889). Кроме этих семи (или шести) канонических книг
слагались и отчасти дошли до нас некоторые другие сборники преданий, но
им не удалось сделаться общеавторитетными - а эти семь породили
обширнейшую научную литературу, продолжающую развиваться даже теперь.
Заключается она или в богословском и филологическом толковании
собранного материала, или в попытках слить в один свод весь имеющийся
материал и обработать по одной системе. Более известные ученые -
Абуль-Хасан Разин аль-'Абдари (ум. 1139), который, без комментариев,
свел шесть сборников в один; Имам Мадждеддин Мобарак ибн-Адь-Асир (ум.
1210), брат известного историка, переделал работу Разина, расположив
предания в более удобном порядки и снабдивши их филологическими
разъяснениями; энциклопедист Союты (ум. 1505) составил "Сборник
Сборников", куда без критики вошли и 6 канонических книг, и 10
"моснадов" (собраний, связанных именем одного какого-нибудь
передатчика), и разные богословские толкования. Все эти С. признаются
только правоверными мусульманами, так наз. суннитами У шиитов есть свои
собственные хадисы, более позднего происхождения и с более яркими
подлогами; в состав шиитских сборников входят хадисы не только о
Мохаммеде, но и об Алии и его потомках-имамах, действия и изречения
которых считаются у шиитов имеющими силу закона. Сборник шиитских
преданий-"Хеят-эль-колюб" ("Жизнь сердец", Тегеран, 1864-71 г.). История
С. обстоятельно, всесторонне и критически рассмотрена Гольциэром в его
"Muhammedanische Studien", т. II, стр. 1-420 (Галле, 1890). См. еще
Sprenger, "Ueber das Traditionswesen bei den Araben" ("Z. D. M. G.", X);
Salesbury, "On the science of muslim tradition" в "Journ. of the
American Orient Soc." (VII, 86); Dozy, "Essai sur l'hist. de l'islam."
(II., 1879). Hoфаль (Nauphal), в "Legislation musulmane". дает ряд
интересных замечаний о хадисах. Библиoгpaфичecкий указатель всяких печ.
изд. и рукописей см. у Броккельмана, "Gesch. d. агаb. Litteratur" (т. I,
стр. 156- 168, Веймар, 1898). Историкобиографические сведения о
хранителях и исследователях преданий - у ибнХалликана, Хаджи-Хальфы,
Союты (изд. Вюстенфельд: "Liber classium virorum, qui Corani et
Traditionum cognitione excelluerunt auctore Dahabio", Геттинген 183334).
А.Крымский.
|