Субстрат- Словом "С." (substratum) принято переводить греч. термин
upokeimenon (основа). Термин этот употребляется и Аристотелем, но
значение самостоятельной категории он получил у стоиков, выражая собой
тот неопределенный, бескачественный, вполне отвлеченный и пустой
субъект, который предполагается всяким предикатом и логически
предшествует ему. С. стоиков есть то же, что материя, не в смысле
вещества, но в смысле не имеющей еще в себе никакой определенности
подкладки всего существующего. Впоследствии, а также и в настоящее
время, слово С. употреблялось и употребляется нередко как синоним
субстанции, но степень отвлеченности, соединяемая с термином "С.",
большей частью превосходит степень отвлеченности, соединяемую с термином
"субстанция". Субстанции принадлежит единство и постоянство: она есть
это сущее, служащее устойчивым для рассудка субъектом своих предикатов.
Восходя до субстрата, мы уничтожаем единство и постоянство и обращаем
субъект в голый, ничего не означающий, могущий, правда, иметь условное
значение для суждения, но не сопряженный с предположением чего-либо
действительного. Поэтому, отожествление С. и субстанции выражает собой
обыкновенно тенденцию обнаружить отрицательный и пустой характер второго
из этих понятий, как такового, и тем самым уменьшить его собственную
философскую ценность. Есть, однако, примеры употребления термина "С."
просто в его этимологическом значении основы или подкладки, без
приписывания его понятию полной отвлеченности; так напр., Кант в этом
смысле прилагает термин "С." ко времени, как к основе всякой смены
явлений.
|