Стопа (Fuss, pied- от обыкновения отбивать такт ногой)- простейшая
ритмическая единица в стихотворной речи, состоящая из одного повышения и
одного понижения, т. е. в русском стихосложении - из одного слога с
ударением и одного или двух слогов без ударения. Древняя метрика,
строившая стопы не на основании ударений, а в связи с долготой и
краткостью слогов, знала следующие виды стоп:
I. Двусложные:
1) спондей : - -
2) хорей или трохей: - И
3) ямб: И -
4) пиррихий : И И
II. Трехсложные:
5) дактиль: - И И
6) анапест или антидактиль : И И -
7) молос или тримацер: - - -
8) трибрахий: И И И
9) амфибрахий или брахихорей: И - И
10) амфимацер или кретикус: - И -
11) бакхий И - -
12) антибакхий или палимбакхий: - - И
III. Четырехсложные:
13) диспондей: - - - -
14) диямб : И - И -
15) дихорей: - И - И
16) хориямб: - И И -
17) антиспаст: И - - И
18) прокелевсаматик: И И И И
19) ионик больший : - - И И
20) ионик меньший: И И - -
21) пеон первый: - И И И
22) пеон второй: И - И И
23) пеон третий: И И - И
24) пеон четвертый: И И И -
25) эпитрит первый : И - - -
26) эпитрит второй: - И - -
27) эпитрит третий: - - И -
28) эпитрит четвертый: - - - И
Наше стихосложение удержало из этих стоп только хорей, ямб, дактиль,
анапест и амфибрахий. По первой стопе определяется ритмическое движение
всего стиха; кажущееся исключение составляют стихи с затактом, где при
счете первый слог (всегда без ударения) не принимается в расчет; такие
стихи употребительны у нас только в народной поэзии.
Ар. Г-д.
|