Стиль, в начертательных искусствах и в их применениях к ремеслам и
промышленности - совокупность особенностей общего вида произведения и
его деталей, рисунка и расположения его частей, его красок, орнаментации
и всего исполнения - особенностей, в которых выражаются дух того или
другого народа и господствующий вкус того или другого времени. Так,
напр., в архитектуре различаются, в отношении народности, С. египетский,
древнегреческий с его дорической, ионической и коринфскою ветвями,
этрусский, римский, византийский, мавританский и др.; в отношении
времени - С. романский, готический, возрождения, барокко, рококо,
империи и пр. С. рождается сам собой в зависимости от требований быта и
хода исторической жизни народа, слагаясь из изобретаемого являющимися
среди него талантливыми художниками и из заимствований от соседних
народов. Когда образовавшийся таким естественным путем С. уже давно
отжил свой век, позднейшее художественное творчество нередко
возвращается к нему; так, напр., до настоящего времени строятся здания в
греческом и других С. прошедшего времени, употребляются орнаменты С.
возрождения, рококо и пр., изготовляются предметы комнатного убранства в
С. империи в т. п. В подобных произведениях С. бывает "чистым", когда в
них нет ничего такого, что не соответствовало бы ему, и все его элементы
являются на своем месте, в неизмененном виде и в должном соотношении
между собою. Наоборот, С. называется "нечистым", когда в него введены
элементы, взятые из других стилей, искаженные или произвольно
изобретенные автором произведений. Кроме духа народа и вкуса времени, в
каждом художественном произведении отражается индивидуальность его
исполнителя и притом тем сильные, чем значительные дарование последнего.
Отсюда происходит, что великие и выдающиеся художники создают каждый
свои особые С., которым обыкновенно подражают ученики и последователи
этих мастеров. Б подобных случаях, вместо слова "С. ", можно употреблять
термин "манера".
|