Старообрядство - есть последование церковной старине в той области,
которая касается не существа веры, а внешней церковной жизни, т. е.
всего того, что относится до церковного чина и благоукрашения, а равно и
до церковных обычаев. С. весьма часто отожествляется с понятием раскола,
между тем как это понятия существенно различные. Хотя старые обряды
церкви, как двуперстное сложение для крестного знамения, сугубая
аллилуия, посолонное хождение, седмипросфорие, чтение "обрадованная"
вместо "благодатная", употребление лестовок и подручников и т. д., и
являются достоянием раскола, но существенным признаком его служит
противление, нарушение церковного мира и единения из-за вопросов, не
входящих в область веры. С церковной точки зрения, С. само по себе не
есть раскол: церковный взгляд на обряд таков, что последний, как вещь
средняя, до существа веры не относящаяся, сам по себе ни свят, ни не
свят, не ведет ни к спасению, ни к гибели; в этой области церковь
допускает разнообразие, возможность и законность изменений или
исправлений при отсутствии "всякого зазора" и при взаимном согласии.
Некоторые видят в С. верность русской старине и протест против увлечения
новшествами; утверждают, что старые обряды суть обряды народные, что
народ является их исконным охранителем и что они должны быть
неприкосновенны, как народная святыня; вытекающая отсюда
неприкосновенность обрядов как бы отодвигает церковную власть, с
присущими ей правами, на второй план. Другие, исходя из той же ней о
народности обрядов, видят в этом недостаток и считают обязанностью
церковной власти устранение С. и замену его обрядами вселенской церкви.
Оба взгляда эти не соответствуют учению церкви. Тем не менее
приверженность к старым церковным обрядам сама по себе не есть раскол:
так наприм., единоверие "составляет единую с православною святую
соборную апостольскую церковь", как это установлено на съезде
архипастырей в Казани в 1885 г. и подтверждено св. синодом. Ср. проф. Н.
Ивановский, "С. и раскол" ("Странник", 1892, № 5).
|