Сретение Господне. - По закону ветхозаветному, в 40-й день по
рождении младенца мужск. пола первенца, мать приносила его в храм
иерусалимский, чтобы принести от себя жертву своего очищения,
представить младенца Богу и выкупить его, так как по закону Моисея
каждый первенец принадлежал Богу. Цена выкупа определена была в 5
сиклей. Пришла в храм по этим побуждениям и Св. Дева Мария с младенцем
Иисусом и с двумя горлицами в жертву очищения. При входе в храм ее
встретили св. Симеон, которому сказано было, что он не умрет, пока не
увидит Христа Господня, и старица Анна, 84 л., обитавшая при храме. Св.
Симеон взял младенца на руки и сказал: "Ныне отпущаеши меня, по глаголу
Твоему, с миром, ибо очи мои видели спасение Твое, которое Ты уготовал
пред лицем всех людей, свет во откровение народам и славу Израиля" (Лук.
II, 22-31). Праздник отнесен на 2 февраля, потому что второе февраля
есть сороковой день после 25 декабря. В православной церкви этот
праздник принадлежит к числу двунадесятых Господних праздников, хотя
особые песнопения и молитвы, составленные на этот праздник, чествуют
более Пресв. Деву Богородицу, а также и св. Симеона и Анну пророчицу.
Словами Симеона: "свет во откровение всем людям и в славу Израиля",
объясняется тот факт, что католическая церковь праздник Сретения
Господня с незапамятного времени называет Chandeleur, т. е. светильник,
а также праздником Симеона. Установление праздника восходит к глубокой
древности; о нем ясно упоминают отцы III и IV веков, особенно св.
Григорий Нисский (беседы на Сретение Господне). От V века церковь имеет
некоторые песнопения на день С., составленные Анатолием, патриархом
константинопольским. Собственно торжественное празднование его началось
в церкви западной и восточной не в одно время и по разным поводам.
Западные писатели приписывают установление празднества папе Геласию (496
г.) или св. Григорию Великому (600 г.), или полагают, что этим путем
названные папы имели в виду уничтожить языческий праздник люперкалий,
который падал на месяц февраль и в ту эпоху был везде в силе между
римлянами. В церкви восточной начало торжественного чествования
праздника относится ко времени имп. Юстиниана. В конце 541 г. в
Константинополя и его окрестностях появилась сильная моровая язва,
продолжавшаяся три месяца. К этому бедствию скоро присоединилось новое -
землетрясение в Антиохии, разрушившее много зданий и погубившее много
народа. По поводу этих бедствий в праздник С. в Константинополя было
совершено всенародное торжественное моление об избавлении от зол - и
бедствия прекратились. В благодарное воспоминание о том церковью
установлено было совершать в этот праздник перед литургией литию в
монастырях (вне обителей). В VII в. Андрей Критский, в VIII в. Кузьма
Маиумский, св. Иоанн Дамаскин и Герман, патриарх константинопольский, в
IX в. Иосиф Студит и другие посвятили празднику С. священные песнопения,
и ныне возносимые церковью. В настоящее время праздник С. Господня с
предпразднством и попразднством продолжается 9 дней, с 1 по 9 февраля,
если не сократит этого срока пост. В последнем случае он празднуется
столько дней, сколько остается до поста. Если праздник придется в первую
седмицу великого поста, то он совершается в день воскресный,
предшествующий четыредесятнице. Лютер занес в свой календарь день
принесения Иисуса Христа в храм, но в настоящее время у протестантов
этот день не празднуется. См. прот. К. Т. Никольский, "Пособие к
изучению устава богослужения правосл. церкви" (5 изд., 1898); П.
Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (ч. II, М., 1890);
прот. Г. С. Дебольский, "Дни богослужения православной каолической
восточной церкви" (т. 1, СПб., 1882).
|