Сонатная форма - При возникновении С. формы, до XVII ст., каждая
пьеса, предназначавшаяся для исполнения на инструменте, называлась
сонатой (от sonare или suonare - звучать), а для пения - кантатой
(cantare - петь). Вокальные пьесы, переложенные на орган или клавикорд,
носили тоже название. В таких пьесах украшение фиоритурами составляло
необходимый прием. Кроме того, для оживления их прибегали к
сопоставлению контрастов их, причем одна часть мелодии инструментальной
пьесы разукрашивалась фиоритурами, а другая часть сопровождалась лишь
сдержанными аккордами. Для контраста прибегали иногда к исполнению одной
части forte, а другой piano. С. форма с двумя самостоятельными темами,
контрастирующими между собой, является у Доменико Скарлатти,
считающегося основателем С. формы, получившей в конце XVIII ст. полное
развитие. Установившаяся С. форма начинается с главной партии (период) в
главной тональности, побочной партии с новой темой (преимущественно
период), в тональности по квинтовому направленно вверх с главной. Если
главная партия в миноре, то нередко побочная партия пишется в
параллельной мажорной тональности. За побочной следует в той же
тональности заключительная партия (предложение, реже период), с новой
темой. Этим заканчивается первый отдел сонатной формы, который
повторяется. Второй отдел состоит из разработки тем первого отдела. Вся
тема или ее часть (мотив) повторяется на разных ступенях. В этот мотив
вносится новый элемент. Мотив дополняется, немного видоизменяется
ритмически, иногда расширяется, затем переходят к другой теме первого
отдела, прибегают к полифоническим приемам, делая имитацию из мотива
темы. Нередко в разработке прибегают к секвенциям. Вообще, разработка
скорее должна напоминать тематический материал первого отдела, чем
представлять точное его повторение. Принцип разработки - новое
музыкальное строение на основании предыдущего материала. В разработке
преобладают модуляции в тональности преимущественно по квинтовому
направление вверх от главной тональности первого отдела, причем не
касаются тональностей тем первого отдела или долго на них не
останавливаются. В конце разработки пользуются органным пунктом на
доминанте главной тональности, после чего переходят к третьему отделу,
составляющему повторение первого, с той только разницей, что все три
партии - главная, побочная и заключительная - пишутся в той же главной
тональности. В С. форме в минорной тональности побочная партия пишется в
третьем отделе или в главной тональности, или в одноименном мажоре. То
же делают и с заключительной партией. С. форме предшествует нередко
вступление в медленном темпе, состоящее из цепи ходообразных
предложений, модулирующих в тональности близкие, а иногда более или
менее удаленные от главной тональности сонатной формы. Цель вступления -
подготовить слушателя к главной тональности. В конце приписывается кода
- род тематической разработки (преимущественно в темпе С. формы),
модулирующей в тональности по квинтовому направлению вниз от главной и
многократно возвращающейся к ней. Кода заканчивается в главной
тональности. С. форма расширяется вставкою, партии так называемой
переходной или связующей между главной и побочной партиями, а также
между побочной и заключительной. В первой части эта переходная партия
может иметь новое тематическое содержание. Находясь между главной и
побочной партиями, она не пишется в тональности квинтой выше главной. В
третьей части переходные партии являются весьма полезными, так как,
модулируя в ближайшие тональности, они вводят освежающий элемент между
тремя партиями, написанными в той же главной тональности. Иногда после
побочной партии как в первом, так и в третьем отделах ставится еще новая
побочная партия, в тональности предшествовавшей побочной. Такой прием
применяется, если первая побочная партия недостаточно развита и
содержательна, Сонатинная форма есть уменьшенная сонатная: все партии
менее развиты и имеют более легкое содержание. Разработка во втором
отделе очень малая или ее заменяют небольшим ходом в ритме первого
отдела. Нередко второй отдел в сонатине вовсе выпускается. Характерный
признак сонатины заключается в том, что побочной партии в первом отделе
предшествует половинная каденция в главной тональности и побочная партия
начинается с того же трезвучия, каким закончилась половинная каденция.
Как сонатная, так и сонатинная формы пишутся обыкновенно в скором темпе,
гораздо реже - в медленном. Сонатинная форма развилась благодаря трудам
Джованни Самартини (первая половина XVIII стол.), Боккерини (конец XVIII
стол.), Моцарта, Гайдна и в особенности Бетховена. С. форма - самая
совершенная и обширная; она составляет принадлежность наилучших
инструментальных произведений как для фортепиано, так для скрипки и для
оркестра. В фортепианных сонатах, струнных квартетах, трио, секстетах,
октетах, симфониях, увертюрах, концертах эта форма встречается в первой
части этих сочинений, нередко в последней и реже в средней части (в
медленном темпе). С. форма применялась и в вокальной музыке при Моцарте,
Бетховене, но в сокращенном виде, напр. в операх Моцарта "Свадьба
Фигаро". Н. Соловьев Сони - (Myoxidae) - семейство млекопитающих отряда
грызунов (Rodentia s. Glires) подотряда Simplicidentata. Небольшие
животные, напоминающие белок по своему образу жизни на деревьях. Голова
вытянутая с заостренной мордой, большими глазами и широкими
закругленными ушами. Ноги короткие и тонкие; передние имеют 4 пальца и
бородавку со сплющенным когтем вместо пятого, задние - 5 пальцев. Хвост
длинный и большего частью густо покрытый длинными волосами. Мех пушистый
и мягкий. Череп без заднеглазничных отростков и сужен в лобной области;
по форме приближается к черепу крыс. Нижняя челюсть отличается длинным и
узким венечным отростком. Резцов 1/1, ложнокоренных 1/1, коренных 3/3.
Коренные и ложнокоренные зубы имеют ясно выраженные корни и жевательная
поверхность их покрыта невысокими поперечными складками эмали. Защечных
мешков нет. Ключицы хорошо развиты. Большая и малая берцовые кости
отчасти срастаются друг с другом. Слепой кишки вовсе нет, в отличие от
всех остальных грызунов. Ведут большею частью ночной образ жизни.
Питаются преимущественно растительной пищей, но более крупные
представители истребляют яйца птиц и нападают на птенцов. Зимой впадают
в глубокую спячку. Населяют палеарктическую и эфиопскую области. К этому
семейству относятся 5 родов: Муоxus (Европа), Eliomus (эфиопская и
палеарктическая область), Graphiurus (эфиопская область), Claviglis
(зап. Африка), Muscardinus (Европа), из которых только последний
безусловно самостоятелен, тогда как остальные 4 могут быть соединены в
один род Myoxus. Наиболее известны: 1) полчок (Муоxus glis).
Распространен по всей южн. Европе до Волги и Кавказа. Длина тела 16
стм., хвоста - 13 стм. Мех сверху пепельно-серого цвета; на животе, на
внутренней стороне ног, на нижней части морды, на щеках и горле -
белого. Перистый с пробором посредине пушистый хвост, переносье и
верхняя губа буроватосерого цвета. Ложнокоренной и задний коренной зубы
меньше обоих передних коренных. В конце апреля полчки спариваются. После
6-недельной беременности самка мечет 3 - 6 голых и слепых детенышей.
Гнезда свои полчки устраивают в скрытых местах, в дуплах деревьев и в
расщелинах скал и т. п. Отличаясь чрезвычайной прожорливостью, полчки к
осени сильно жиреют. В горных странах уже в августе они устраивают себе
на зиму гнезда и собирают туда пищевые запасы. Во время периода спячки,
который длится 6 - 8 месяцев, они изредка просыпаются и едят. За
полчками охотятся как ради меха, так и ради их мяса. Римляне разводили и
откармливали их. Садовая С. (Eliomys nitella) водится в умеренной полосе
зап. и средн. Европы и в русских прибалтийских губерниях,
преимущественно в лесах гористых местностей. Длина тела 14 стм., хвоста
9, 5 стм. Мех сверху красноватосеро-бурый, брюшко белое. Хвост у корня
покрыт короткой прилегающей шерстью серо-бурого цвета, а на конце
длинной, с верхней стороны черной, а с нижней белой. Гнезда строит на
открытых местах или пользуется старыми гнездами ворон, дроздов и белок.
Беременность длится 24 - 30 дней; детенышей 4 - 6. Наносит страшный вред
фруктовым садам. 3) Лесная С. (Eliomys dryas), быть может, разновидность
садовой С. Родиной ее считается южная Россия, откуда она
распространилась на запад до Венгрии, южной части Австрии и Силезии.
Длина тела с хвостом 17 стм. Цвет меха сверху красновато-бурый или
буровато-серый, на животе белый. 4) Орешниковая С. или мушловка
(Muscardinus avellanarius). Водится в средней Европе от Швеции и Англии
до Тосканы и северной Турции; Галиция и Венгрия представляют восточную
границу ее распространения. Общая длина тела 14 стм., из которых
половина приходится на хвост. Цвет меха желтовато-рыжий, только грудь и
брюхо белого цвета. Держится преимущественно в ореховых рощах. Искусно
строит гнезда из листьев, мха, травы, шерсти и т. п. в густых
кустарниках на высоте 1 метра над землей. Спариваются в середине лета.
После 4-недельной беременности самка мечет 3 - 4 детенышей, голых и
слепых. Для зимовки устраивают гнезда в норах под сухими листьями и
располагаются здесь целыми семьями. Д. Педашенко.
|